Психодиагностика в переводе с греческого означает «познание различий души». Термин стал известен в научном обиходе после выхода н свет и 1921 г. книги Г. Рор-шаха «Психодиагностика». Первоначальный смысл этого термина заключался в постановке психиатрического диагноза, нахождении отклонений от нормального функционирования или развития. Во многом такой смысл сохраняется и в современной психодиагностике как некоторой области психологической практики, занимающейся постановкой психологического диагноза отдельному человеку или группе людей с использованием психодиагностических методик.
Основным методом психодиагностики как науки является дифференциально-диагностическое исследование — комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции (нахождение скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков, по которым можно судить о заданном свойстве, на создание и испытание методик регистрации обнаруженных признаков. Результатом работы в данном направлении считается разработка и/или внедрение в пратику психодиагностических методик.
В отличие от дифференциально-диагностического исследования в ходе психодиагностической практики проводится обследование испытуемых с использованием уже разработанных психодиагностических методов и методик, результатом чего является получение информации о психических свойствах и особенностях конкретных людей.
По способу получения психодиагностической информации психодиагностические методики разделяются на объективные, стандартизированные испытания, или тесты, и на клинические методы, ориентированные на «понимание», интерпретацию (например, клиническая беседа, слабостандартизированные проективные методики и т. д.). Такого рода методы иногда называют экспертными, поскольку их применение требует высокой квалификации и опыта проведения. Отличие этих типов методик отражает различие в подходах к
описанию и измерению психической реальности. В первом случае преобладает количественный подход, предписывающий использование жестко фиксированных эмпирических признаков и процедур к разным испытуемым для выявления определенного психического качества; во втором — качественный, допускающий использование различных признаков и процедур для выявления одного и того же качества. При этом последний подход часто оказывается более точным, поскольку вариативность поведения в значительной мере зависит от состояния человека и ситуации, в которой он находится; неучет ситуационных переменных приводит к артефактам, а не к получению психодиагностически значимой информации.
7.4.2. Краткая история психодиа гное тики
Разнообразные аналоги психодиагностической практики можно найти в древней истории. Примером может служить процедура приема человека на государственную службу в древнем Китае более 3000 лет назад, где претендента подвергали различным испытаниям, главным из которых было знание определенного количества иероглифов. Древние греки, например пифагорейцы, сочетали обучение в своей школе с проверкой полученных знаний. В средневековье в университетах для присвоения ученых званий и степеней необходимо было сдавать соответствующие экзамены. Однако следует заметить, что большинство описанных психодиагностических практик возможно соотнести лишь с критериальным тестированием, для которого характерно сопоставление достижений человека с четким внешним, объективным критерием.
Как самостоятельная наука психодиагностика основывалась на двух дисциплинах: психологии экспериментальной и дифференциальной. Из экспериментальной психологии были заимствованы экспериментальные процедуры, позволяющие фиксировать те или иные психические особенности. Так, в конце прошлого века акцент в экспериментальных исследовани-
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
в Станфордском университете (шкала Станфорд-Бине); там же В. Штерн предложил использовать коэффициент интеллекта IQ, определяемый как отношение между умственным и фактическим возрастом, умноженное на 100%.
Другим направлением развития психодиагностики стала разработка личностной психодиагностики. Началом такого тестирования можно считать использование Э. Крепелиным и Р. Соммером методики свободных ассоциаций для обследования больных с психическими отклонениями (по: [Анастази, L982]). Ассоциативный эксперимент стимулировал появление ряда проективных методик типа «Незаконченные предложения». В 1928 г. А. Пейн впервые использовал ответы при «завершении предложений» для изучения личностных особенностей. Но самой популярной проективной психодиагностической методикой стал тест «Чернильные пятна» Г. Роршаха. Он предъявлял людям с различными психическими нарушениями чернильные пятна, оставленные на бумаге, и выяснял, какие ассоциации они вызывают. Обобщив полученные результаты, Роршах пришел к выводу, что существует связь между даваемыми ответами и характером психического заболевания.
Исходным вариантом личностных опросников можно считать листок личностных данных Р.С. Вудвортса, разработанный им в годы первой мировой войны и предназначенный для первичного выявления людей, страдающих неврозами и непригодных для несения военной службы. Впоследствии этот «листок» послужил основой для создания опросника по эмоциональной регуляции.
7.4.3. Методы психодиагностики
Подробно рассказать о всех методах и методиках психодиагностики или просто назвать их не представляется возможным, так как их количество в настоящее время превышает 2000. Однако среди них есть ограниченное число общеизвестных методик, определяющих в целом облик психодиагностики. Приведем некоторые из них и изложим основания для классификации
психодиагностических методик (более широкий их перечень и краткое описание см.: (Бурлачук, Морозов, 1989]).
Наиболее естественным основанием для классификации психодиагностических методик является психологическое содержание измеряемого свойства. Однако определение понятия «свойства» достаточно проблематично. Можно назвать два аспекта этой проблемы: содержательный и психометрический.
Содержательный аспект данной проблемы предусматривает рассмотрение трех основных точек зрения на понятие психического свойства [Witzlack, 1977]. Первая — гипотеза идентичности — предполагает, что психические свойства — это свойства (особенности) поведения, всего лишь термин для обозначения параметров поведения; вторая — гипотеза абстракции — рассматривает психические свойства как генерализованную реакцию, как обобщение отдельных форм поведения; третья — гипотеза диспозиции — предлагает считать психические свойства диспозициями поведения, причинами, детерминирующими, направляющими и регулирующими поведение, возможно, имеющими свою физиологическую природу. Проблема усугубляется еще и тем, что поведение есть функция и личности, и ситуации.
Психометрический аспект предполагает рассмотрение различий между свойствам и по характеру измерения их интенсивности. Так, точечные свойства обладают только качественной определенностью. Линейные свойства, или одномерные, имеют определенную интенсивность и могут изменяться лишь в направлении уменьшения или увеличения. В факторную теорию интеллекта (К. Спирмен, Л. Терстон, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк) вводятся понятия «общий интеллект*, «креативность» и др.; при этом учитывается, что данные свойства являются линейными. Однако Ф, Гальтон и В. Вейс считали, что талант либо есть, либо его нет, т. е. они молчаливо признавали талант точечным свойством. По мнению К. Юнга, установка сознания может быть либо экстравертированной, либо интровертированной (точечное свойство); Г. Айзенк же утверждает, что вполне можно определить уровень экстраверсии—интро-
7.4, Психодиагностика |
версии (линейное свойство). Многомерные свойства подвержены различным изменениям, поэтому их можно свести к совокупности одномерных. Одномерные свойства можно представить как совокупность точечных свойств.
По типу диагностируемых психологических свойств методики психодиагностики можно разделить на следующие группы: методики диагностики познавательных способностей (оценки особенностей восприятия, памяти, внимания, интеллекта, креативности); специальных способностей (музыкальных, актерских, технических, деловых качеств и т. д.); личностных черт; самосознания; индивидуального сознания; мотивационной сферы; межличностных отношений и др. [Общая психодиагностика, 1987; Анастази, 19821.
Другим критерием классификации психодиагностических методик является мера «объективности—субъективности». В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально; при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя.
Проведение обследований с использованием психодиагностических методик требует от психодиагноста выполнения различных технологических операций, что является еше одним основанием для классификации методик [Шмелев, 1996]. Так, выделяют аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей, аппаратурные поведенческие методики, тесты способностей, методики диагностики креативности, личностные тесты-опросники, методики субъективного шкалирования, проективные методики, технику репертуарных решеток, структурированное интервью, клиническую беседу, ситуационное тестирование, различные интерактивные методики (тренинги, «ролевые игры», организационно-деятельностные игры).
Аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей используют: частоту сердечных сокращений, электрокардиограмму, электроэнцефалограмму, функции дыхания, кожно-гальваническую реакцию, критическую частоту слияния мельканий, различные виды миограммы,
плетизмограммы, вызванных потенциалов коры головного мозга и др. Такого типа методики часто применяют для диагностики функционального состояния наряду с субъективными отчетами испытуемого о своем состоянии [Леонова, 1984].
Аппаратурные поведенческие методики. Определение времени простых и сложных сенсомоторных реакций на различные стимулы, диагностика чувства равновесия и психомоторной координации, тремор, точность движений и др. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры профессиональных умений: имитаторы полета на самолете, управления движением воздушным транспортом, езды на автомобиле и др. [Кулагин, 1984].
Тесты способностей — это батареи разнообразных заданий типа «меню»: с различными вариантами ответов или «открытые», без возможных вариантов ответов. Часто их называют объективными тестами, поскольку почти всегда известен правильный ответ на то или иное задание и можно объективно знать, правильно оно выполнено или нет. Наиболее известны следующие тесты: шкала умственного развития Станфорд—Вине (IQ), шкалы измерения интеллекта Векслера [Панасюк, 1973], тест структуры интеллекта Амтхауэра [Акимова и Др.,4 1996], прогрессивные матрицы Равена [Лучшие психологические тесты, 1991], тест Вандерлика [Практикум по психодиагностике, 1992], свободный от культуры тест интеллекта Р.Кеттела, тест на концентрацию внимания KLT [Duker, Lienert, 1965], тест на вычеркивание D2 [Brickenkamp, 1972], методика определения объема кратковременной памяти, «Счет с наращиванием» [Марищук, 1984], тест общих способностей GABT и др.
Особое место занимают методики диагностики креативности. В них априори отсутствует правильный ответ; оценка креативности, как правило, определяется по показателю статистической редкости ответа для выборки стандартизации. Наиболее известными являются: Южнокалифорнийский тест интеллекта, тест креативности Торренса (Аверина, Щелбанова, 1996; Воронин, 1994] и методика отдаленных ассоциаций Медника [Галкина, Алексеева, 1993; Воронин, Галкина, 1994].
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГ1Л'
Пожалуй, наибольшее распространение получили личностные тесты-опросники, которые представляют собой ряд вопросов или утверждений с возможными вариантами ответов (как правило, два или три). В отличие от тестов способностей в них отсутствуют объективно правильные или неправильные ответы, но ответ на каждый пункт опросника предопределяет степень выраженности той или иной черты. Под чертой обычно понимается некая переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, склад ываюшуюся под действием различных уровней регуляции: на уровне организма, на социально-нормативном уровне и на личностном уровне [Столин, 1983]. Традиционно выделяют три класса черт: конституциональные, — обусловленные свойствами организма и задающими ограничения для максимально широких классов ситуаций; индивидные — обусловленные опытом жизнедеятельности в определенных социально-нормативных ситуациях; личностные, или рефлексивно-ситуационные, — обусловленные осознанием человеком собственного поведения и поведения других людей и проектированием своего поведения в зависимости от различных ситуаций в будущем. Многие эмпирически определенные черты в большей или меньшей степени обусловлены тремя факторами: конституцией, средой, личностью.
Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамента) проводится, как правило, с использованием опросника темперамента Стреляу [Марищук, 19841 и опросника структуры темперамента Русалова [Русалов, 1990]. Два базисных параметра индивидуальности, «экстраверсию—интроверсию» и «нейротизм—эмоциональную стабильность*, диагностируют с помощью опросника Айзенка (Лучшие психологические тесты, 1991]. Другие базисные параметры диагностируют с помощью опросников Майерс—Бриге и Киерси [Овчинников и др., 1994], которые позволяют определять психологический тип человека по следующим основаниям: «экстраверсия— интроверсия», «ощущения—интуиция», «мышление-эмоциональность», «планомерность, рассудительность—импульсив-
ность». В какой-то степени вторичные факторы опросника 16PF также могут быть отнесены к указанной категории опросников. Уже упомянутые «эстраверсия» и «нейротизм» дополняются факторами «рациональность—эмоциональность», очевидно связанными с волевой регуляцией деятельности, и фактором «конформизм». Наиболее широко признанной является методика «Большая пятерка» («Bigfive»), диагностирующая следующие черты: «самоуверенность—неуверенность», «дружелюбие—враждебность», «сознательность-импульсивность», «эмоциональную стабильность—тревожность» и «интеллектуальную гибкость—ригидность». Концепция этой методики разрабатывалась многими авторами [У. Норман, Л.Гольдберг, П. Коста. Р. Мак-Крей, Д. Дигман, Ф. Ос-тендорф, Б.де Раад, А. Шмелев, М. Боду-нов, С. Бирюков и др.) на основе психолингвистического анализа и факторного анализа различных языковых обозначений личностных черт, принятых в разных культурах. Указанная «пятерка» факторов отражает обшие черты личности, присущие различным языковым культурам. «Big five» является логичным продолжением работ Р. Кеттела, которые завершились созданием известного 16-факторного личностного опросника, использовавшего факторный анализ для определения основных факторов, обусловливающих проявление самых разных чертличности и зафиксированных в терминах обыденного языка. Проблема, однако, заключается в том, что почти всегда, видоизменяя содержание пунктов опросника, можно получить шкалы (факторы семантического пространства), отличающиеся от первоначальных и представляющие собой комбинацию вновь полученных шкал [Шмелев, Похилько, 1985]. Другими словами, выбор той или иной системы шкал при психолингвистическом подходе к конструированию опросников зависит от замысла разработчика и определяется исходным перечнем черт (особенностей поведения, переживаний, взаимодействия и т, п.). Вследствие этого релевантность шкал опросника должна определяться не про-гностичностью, а теоретической моделью (например, личности вообще) или моделью взаимодействия руководителей среднег;
7.4. Психодиагностика |
уровня и факторами, выявленными в ходе эмпирического исследования конкретной ситуации.
К такого рода опросникам можно отнести основную часть патохарактероло-гических опросников. Так, теория акцентуаций личности по К. Леонгардту послужила основой для создания личностного опросника Г. Шмишека. Другим вариантом методики диагностики акцентуаций характера подростков стал опросник ПДО, разработанный А.Е. Личко. Самый известный опросник MMPI [Березин и др. 1976, Собчик, 1990], предложенный С. Хатуэем и Дж. МакКинли в 1940 г., является реализацией типологического подхода к изучению личности и создан на основе психиатрических представлений того времени.
Заметим, однако, что опросники позволяют предсказывать лишь незначительную часть особенностей поведения человека в конкретных ситуациях, всего лишь 4—9% дисперсии экспериментальных данных. Максимальная доля дисперсии приходится на взаимодействие ситуационных и личностных факторов (по: (Шмелев, 1987]). Впрочем, для людей с акцентуациями характера эти показатели, очевидно, выше, так как, согласно определению, они обладают некой социальной ригидностью и стереотипностью действия в различных социальных ситуациях.
Особо отметим опросники диагностики интересов. Изучение проблемы интересов получило заметное развитие в связи с расширением консультационной работы, касающейся вопросов образования и выбора профессии. С позиций и работника, и работодателя учет интересов индивида имеет практическое значение, поскольку реальные профессиональные достижения основываются как на способностях, так и на соответствующих интересах. Однако прямые вопросы по поводу будущей профессии и определенного образа жизни не вполне адекватны, так как мало кто хорошо осведомлен о различных видах деятельности (особенно молодежь) и информирование зачастую основано на стереотипах, навязанных масс-медиа. Проблема заключается в том, что человек в редких случаях может «проникнуться» к той или иной профессиональной деятельности без ак-
!1 Современная психология
тивного в ней участия. Поэтому большинство таких опросников базируется на косвенных признаках профессий, складывающихся в них отношениях между людьми и на их отношении к окружающему миру. Наиболее известным считается опросник профессиональных интересов Стронга— Кемпбелла, в котором 23 шкалы интересов представляют шесть типов профессий согласно модели Дж. Холланда (практические, исследовательские, художественные, социальные, предпринимательские, конвенциональные). Применяются опросники Кьюдера, основанные на эмпирических исследованиях предпочтений (обших интересов) молодежи. В нашей стране в целях профессионально ориентационной работы используется дифференциально-диагностический опросник и «Карта интересов» Б.А. Климова [Климов, 1990].
Одной из первых методик измерения ценностей человека можно считать опросник Э. Шпрангера, приведенный им в труде «Типы людей» в начале XX в. Этот опросник позволяет оценивать ценности по шести направлениям: экономические, эстетические, социальные, политические, религиозные. Широко распространена методика диагностики локуса контроля Дж. Роттера (Лучшие психологические тесты, 1991]. С ее помощью дается обобщенная оценка интернальности—экстер-нальносги, однако последние варианты предполагают измерения экстернальности— ингернальности в области достижений, неудач, семейных, производственных, межличностных отношений, а также в отношении здоровья и болезни [Бажин и др., 1984]. Однако наиболее известным является тест М. Рокича, предназначенный для определения предпочтений человека в отношении терминальных и инструментальных ценностей [Лучшие психологические тесты, 1991].
Диагностика мотивации с помощью опросников основана на предпочтении испытуемых следовать тем или иным формам поведения, инициируемым различными типами мотивации, либо на предпочтении некоторых поведенческих и личностных особенностей, эмпирически связанных с различными типами мотивации. Основная проблема измерения мотивации с помощью
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
опросников связана со снижением адекватности ответов из-за действия факторов. социальной желательности и защитной мотивации. Однако при минимизации этих факторов опросники мотивации являются впол«е надежными и валидными инструментами. Наиболее известны «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса и «Форма по изучению личности» Д.Джексона, основанные на теоретических представлениях о мотивации Г. Мюррея. Опросники А. Мехрабиана и Р. Нигара, Т. Гьесме позволяют диагностировать степень выраженности мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Опросник для измерения аффелятивной тенденции и чувствительности к отвержению Мехрабиана измеряет два указанных в его названии мотива [Практикум по психодиагностике, 1992].
Методики субъективвого шкалирования основаны на отражении характеристик объекта путем установления их числовых отношений и упорядочивания в определенную числовую систему. При этом шкалы, по которым происходит упорядочивание эмпирических объектов, могут быть либо заданы извне, либо имплицитны, скрыты как для испытуемого, так и для исследователя. Наиболее очевидными методиками такого плана являются варианты общего семантического дифференциала Осгуда и разнообразные частные семантические дифференциалы, в основном применяемые для диагностики функционального состояния и особенностей Я-кониепции. Зачастую предпринимаются попытки использовать шкалы многофакторных личностных опросников в качестве шкал для субъективного шкалирования собственных личностных особенностей. Наибольшую известность приобрела рейтинг-форма опросника Кеттела 16PF, где каждая из 16 шкал представлена тремя шкалами для субъективного шкалирования в парадигме «свойства—способы действия—ситуации». Однако основная проблема при использовании такого рода методик заключается в том, что не все люди способны легко и просто оценивать окружающих и самих себя. Известное разделение людей на два типа по оси «Judging-Perceiving» позволяет успешно применять подобные методики
лишь для половины популяции (по: [Овчинников, 1994J). Прием субъективного шкалирования используется во многих традиционных методиках: «Свободная сортировка по Гарднеру», тест цветовых предпочтений М. Люшера, тест Л. Сонди, тест юмористических фраз [Практикум по психодиагностике, 1992].
При использовании различных шкал психодиагностами данный метод выступает как метод экспертных оценок и служит для структурирования эмпирического материала, полученного в ходе разного рода психодиагностических процедур (например, включенное наблюдение, ситуационный тест, «ролевая игра» и т. п.).
Особый класс составляют проективные методики. Основной феномен, лежащий в их основе, состоит в том, что косвенные воздействия на значимые области переживаний и поведения человека приводят к пертурбациям в нормальной экспериментальной деятельности. Известные проективные методики, такие, как тест словесных ассоциаций Юнга, тест чернильных пятен Роршаха, тематический апперцептивный тест Мюррея, тест выбора цветов Люшера, тест руки Вагнера, методика Розенцвейга, тест Сонди, активно используются сегодня в основном в практике психодиагностики клинической ориентации, что позволяет не столько вьшвлять аномалии личности, сколько прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях, а также обнаруживать плохо осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности. Основные проблемы работы с такими методиками связаны прежде всего с изменением интерпретационных схем и содержаний интерпретаций в соответствии с изменившимся культурным фоном и глобальными переменами в общественном сознании, приведшими к серьезной смене социальных норм поведения (сексуальная революция, атомизаиия семьи, приоритет мультикуль-турализма, изменение социальных ролей мужчины и женщины и многое другое).
Особое место занимает техника репертуарных решеток, позволяющая диагностировать особенности индивидуального сознания. Преодолевая парадигму номо-
7.4. Психодиагностика |
тетического подхода, характерную для большинства методик психодиагностики, техника репертуарных решеток, или тест личностных конструктов Р. Келли [Фран-селла, Банистер, 1987], в совокупности с другими идеографическими методиками позволяют описать закономерности внутреннего мира человека его собственными словами; тем самым обнаруживается уникальность каждой личности. Технику репертуарных решеток используют для самых разнообразных целей: выделение особенностей Я-концепции; выяснение представлений человека о значимых других и себе самом, о кризисной ситуации, в которой он оказался, и ее существенных элементах; выявление особенностей восприятия других людей, а также имплицитных теорий личности и способностей, присущих различным социальным группам, и др. Данная методика направлена на реконструкцию индивидуального семантического пространства человека, выявление субъективных шкал, позволяющих ему дифференцировать объекты окружающего мира с помощью индивидуально значимых терминов (выявление конструктов). Техника репертуарных решеток является первым этапом работы по созданию частных семантических дифференциалов, которые все шире используются в социально-психологических и социологических исследованиях (например, восприятие рекламных видеороликов разными группами населения, определение оптимального стиля взаимодействия с покупателем при продаже разнообразных товаров, оценка различных видов рекламной продукции и т. п.). Большинство частных семантических дифференциалов входит в шкалы общего семантического дифференциала, позволяющие определить самое общее огношение человека к объекту, интересующему исследователя.
«Репертуарные решетки» используются либо как самостоятельный инструмент, если исследование проводится в парадигме личности Дж, Келли (основоположника этого метода), либо как вспомогательное средство для конкретизации проблемы и составления подробного плана психодиагностического обследования.
21*
7.4.4. Дифференциальная лсихометрика
Методологической основой психодиагностики является дифференциальная психометрика, или наука о дифференциально-психологических измерениях. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, а также процедуры их разработки и применения. В дифференциальной психометрике отсутствуют эталоны для измерений, поэтому числовые значения (ранги, категориальные шкальные значения и т.п.) «приписываются» самим людям, То есть в качестве эталона используется сама психодиагностическая методика и люди сравниваются между собой по результатам ее выполнения. При этом абсолютные значения, получаемые в ходе выполнения той или иной методики (например, испытуемый А дал 90% правильных ответов), мало что говорят о выраженности исследуемого качества и приобретают некоторый смысл только при сравнении с результатами других испытуемых — при сопоставлении с нормами выполнения теста на выборке стандартизации. Достоинства измерительных методов — объективный характер процедуры и возможность перепроверки полученных результатов. Однако эти достоинства являются следствием требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам: репрезентативности (соответствие тестовых норм выборки, на которой проводилась стандартизация тестовым нормам обследуемой популяции), надежности (точности и устойчивости измерений), валидности (соответствие методики измеряемому концепту) [Анастази, 1982; Общая психодиагностика, 1987J.
Построение обобщенной модели теста — одна из основных проблем тестирования. От ее решения зависит выбор метода конструирования теста, способ определения его измерительных качеств, выбор измерительной шкалы, методов обработки данных и т. д. Модель теста имеет важное значение и потому, что процедура тестирования относится к классу «измерений по определению». То есть мы определяем природу свойств человека, пропуская их
7. ОСНОВНЫЕОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
через измерительную процедуру. Традиционными обобщенными измерительными моделями теста являются математические модели, описывающие взаимодействие измерительного инструмента (теста) и объекта (человека), обладающего психическими свойствами, которое организуется для оценки объекта измерения.
Большинство этих моделей относится к классу моделей «свойства-признаки». Ответив на вопросы о том, какие свойства «приписываются» пунктам теста, какова предполагаемая измерительная природа свойства и как взаимодействуют между собой свойства и пункты (признаки), мы можем определить модель теста. В зависимости от типа отношений {линейные, неопределенные, отношения эквивалентности) между свойствами и признаками существует несколько основных модификаций обобщенной модели теста: модель сходств, простая вероятностная модель Раша, модель латентного континуума Ла-зарсфельда [Дружинин, 1990]. Согласно результатам анализа обобщенной модели, показатель мощности интерпретации и число заданий в тесте связаны между собой: чем больше мы стремимся к мошной интерпретации, тем большее количество индикаторов требуется для достижения заданного уровня достоверности измерения (валидности).
Переход от модели «испытуемый-тест» к модели «испытуемый—тест—экспериментатор» предполагает теоретическое рассмотрение процедуры и результатов тестирования в зависимости от типа взаимодействия испытуемого и экспериментатора и выдвигает требование оценки экологической валидности психодиагностической методики при ее соотнесении с научно-практической задачей.
В более широком смысле вся ситуация в целом может существенным образом влиять на результаты тестирования. Решающим фактором, определяющим ситуацию тестирования, является субъект принятия решения (сам испытуемый или другое лицо) при «входе» в ситуацию психодиагностического обследования и «выходе» из нее. Приведем описание четырех крайних вариантов психодиагностических ситуаций (научно-практических психодиагности-
ческих задач |Дружинин, Воронин, 1988]). Первый — «добровольное участие в эксперименте, самостоятельный выбор дальнейшего поведения»; в основном соответствует ситуации консультации, предполагающей добровольное обращение за консультационной помощью и самостоятельное принятие решения о своей дальнейшей судьбе. Второй — «принудительное участие, самостоятельный выбор поведения»; ситуация принудительного обследования. Третий — «добровольное участие в обследовании, выбор поведения после обследования навязан»; типичная ситуация отбора. Четвертый — «принудительное обследование, выбор поведения после обследования навязан»; ситуация аттестации. Общее влияние ситуации сводится к следующему: в ситуации добровольного обследования испытуемый проявляет «аффелятивный симптомокомплекс», а в ситуации принудительного обследования он уже выступает сторонником социальных норм. Данные изменения фиксируются с помощью личностных методик (например, опросника Кеттела 16PF).
Принудительное участие в обследовании ведет к усилению мотивации социального одобрения, что сказывается на блокаде высших интеллектуальных функций при неизменной продуктивности простейших интеллектуальных навыков (актуализация информации из памяти, запоминание, нахождение числовых закономерностей, решение простых арифметических задач и т. д.).
Можно констатировать, что наиболее адекватной ситуацией для тестирования способностей и личностных качеств является психологическая консультация при добровольном участии в ней обследуемого. В других диагностических ситуациях валидность большинства методик существенно снижается, и в пределе они перестают измерять то, для чего создавались [Дружинин, Воронин, 1988].
В существующем на сегодняшний день подходе к тестированию элиминируются различные стратегии и качественное своеобразие используемых решений, что не позволяет раскрыть специфику решений, характерных для некоторых групп испытуемых. Создание моделей тестирования,
7.4. Психодиагностика |
учитывающих эти факторы, является в настоящее время актуальной проблемой.
Традиционные модели тестирования способностей предполагают наличие определенного уровня развития того или иного свойства у испытуемого (одномерное измерение либо континиум), но не предполагают различных уровней «неспособности*. Попытка перехода к биполяр-ности интеллектуальных способностей и креативности позволит, в частности, объяснить различный уровень решения эквивалентных заданий одинаковой сложности.
Используемые сегодня модели ориентированы на результат, получаемый в ходе тестирования; при этом процесс тестирования и процедура проведения игнорируются (либо признаются неудовлетворительными, а результаты — недействительными). Реально же тестирование происходит во времени и постоянство уровня проявления способности по ходу всего тестирования сомнительно. Более того, на различных этапах тестирования выполнение эквивалентных заданий может основываться на разных способностях. Учет данного положения в моделях тести-рооания позволит содержательно интерпретировать протоколы испытаний с неудовлетворительными (с точки зрения традиционных моделей) результатами.
В заключение назовем некоторые актуальные направления исследований в области психодиагностики.
Первое из них связано с широким внедрением компьютеров. Можно сказать, что компьютерное тестирование сегодня является таким же распространенным, как и традиционное. Однако большинство компьютерных психодиагностических методик представляет собой лишь автоматизированную копию бумажных бланковых аналогов. Компьютер предъявляет стимуль-ный материал, испытуемый вводит ответы, используя клавиатуру или «мышь», а далее в соответствии с процедурой подсчета тестового балла компьютер подсчитывает результат и «выдает» некую его интерпретацию.
Более интересный вариант компьютерного тестирования основан на адаптивных алгоритмах, предполагающих те или иные действия компьютера в зависимости от
предыдущих действий испытуемого. Однако при этом возможен отход от кумулятивно-аддитивных моделей тестирования, предполагающих связь степени выраженности качества и частоты его проявления, и переход куровневым моделям, связываю-шим степень выраженности качества и сложность задания (либо различную вероятность ответа на предложенный пункт методики).
Другим интересным вариантом использования компьютера в психодиагностике является разработка сложных алгоритмов интерпретации получаемых данных, зависимых не только от балла по той или иной шкале, но и от ответов на конкретные пункты методик. При этом, как правило, осуществляется текущая стандартизация данных, т. е. каждый новый испытуемый включается в базу данных и происходит коррекция тестовых норм.
Стремление исследователей к определению «местных норм» и разработке методик, применяемых при исследовании только на «узких* выборках, нередко носит самостоятельный характер. Например, известно, что часто на одном предприятии предпочитают работать люди, сходны в личностном плане и занимающиеся одним и тем же видом трудовой деятельности. Их личностные портреты, полученные с помощью методик, стандартизированных на «широкой» выборке, будут во многом похожи. С помощью «местных норм» полученные результаты дифференцируются.
Важным направлением является разработка экспресс-вариантов методик, позволяющих минимизировать время обследования. Так, оригинальный вариант MMPI может быть заменен «Минимультом», однако при этом опросник содержит на две шкалы меньше и его использование возможно только для диагностики людей без психиатрических отклонений и лиц, страдающих неврозами. Полный вариант теста Равена при тестировании студентов может быть заменен очень кратким вариантом, созданным при изменении модели теста на уровневую. Полный тест структуры интеллекта Амтхауэра в некоторых случаях (например, прием на работу) заменяют на его краткий вариант — тест Вандерлика, или краткий ориентировочный тест (К.ОТ).
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГА
Психодиагностика, будучи областью психологического знания, постоянно расширяет свои границы. Получая новые знания из смежных областей психологии, психодиагностика активно ассимилирует их в своих целях, главной из которых является определение различий между людьми.
Список литературы
Аверина И.С., Щелбанова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»: Пособие для школьных психологов. М., 1996.
Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М., Козлова В.Т., Логинова Г.П. Руководство к применению теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Обнинск, 1993.
Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.
Аре сто в а О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических ме-тодик//Психол. журн. 1990. Т. 11, № 6. С. 86-93
Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контро-ля//Психол. журн. 1981. Т. 2, № 4. С. 81-84.
Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожа-нец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М., 1976.
Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1989.
Войскунский А.Е., Гурова А.П. Применение ЭВМ в психодиагностике//Вопр. психологии. 1983. № 3. С. 169-175.
Воронин А.Н., Романовский К.М., Сидорова М.Н. Компьютерная батарея психологических тестов и опросников для оценки функционального состояния человека//Труды ВНИИТЭ. Т.38. Эргономика. Психофизиологические показатели автоматизированных иследований. М., 1990.
Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности: (краткий вариант теста Торренса)//Мето-ды психологической диагностики. М., 1994. Вып. 2.
Воронин А.Н., Галкина Т.В. Диагностика вербальной креативности: (адаптация теста Медни-ка)//Методы психологической диагностики. М., 1994. Вып. 2.
Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Методика диагностики речемыслительной креативности//Методы психологической диагностики. М.,1993. Вып. 1.
Гуреви-ч К.М., Акимова М.К. и др. Школьный тест умственных способностей (ШТУР): Метод, рекомендации по работе с тестом (для школьных психологов) М., 1987.
Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.
Дружинин В.Н. Психодиагностика способностей: теорет. основы. Саратов, 1990. Ч. 1-2.
Дружинин В.Н., Воронин А.Н. Диагностика познавательных способностей в различных экспериментальных ситуациях//Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988.
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М Методы психологической диагностики и коррекции е клинике. М.: Медицина, 1983.
Климов Е.Л. Как выбирать профессию. М. 1990.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984.
Лучшие психологические тесты. СПб., 1991.
Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
Общая психодиагностика/Под ред. А.А. Бодале-ва, В.В. Столина. М.: МГУ, 1987.
Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.
Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера (WISC). М., 1973.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.
Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. М: МГУ, 1992.
Психологическая диагностика: проблемы и ис-след./Под ред. К.М. Гуревича. М.,1981.
Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Метод, пособие. М., 1990.
Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: Метод, руководство. М., 1990.
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
Тихомиров O.K., Собчик Л.И. и др. Анализ этапов компьютерной психодиагностики: (на примере ММР!)//Вопр. психологии. 1990. № 2. С. 136-143.
Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
Шмелев А.Г., Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и адаптации личностных опросников: ручные и компьютерные алгоритмы//Вопр. психологии. 1985. № 4. С. 126-133.
Шмелев А.Г. Психометрические основы лсихо-диагностики//Общая психодиагностика/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1987.
Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики: Учеб. пособие. М., 1996.
Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути /Под ред. А.А. Кроника. М., 1993.
Brickenkamp R. Test d2: Aufmerksamkeits-Be-lastungs-Test. Gottingen, 1972.
Duker M., Lienert G.A. Konzentrations-Leis-tungs-Test KIT. Gb'tingen, 1965.
Galton F. Inquiries into human faculty and its development. L, 1883.
Kelly G.A. The,psychology of personal constructs. N.Y.: Norton, 1954. V. 1,2.
. Levin K. Principle of topological psychology. N.Y.: McGraw-Hill, 1936.
Meili R. Durchsteichtest «onhe Modelle». Bern, 1955.
Witzlack G. Grundlagen der Psychodiagnostik. Berlin, 1977.
7.5. Психология профессиональной деятельности
7.5. Психология профессиональной деятельности
7.5.7. Введение
Технический прогресс в промышленном производстве, на транспорте, в энергетике и военном деле сопровождается непрерывным повышением роли человека (субъекта труда) в достижении высокой эффективности и качества деятельности. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, широкое применение вычислительной техники, информационных моделей индивидуального и коллективного пользования коренным образом меняют характер труда и влекут за собой возникновение новых профессий. Несмотря на постоянное совершенствование техники, условий и организации деятельности, трудовые функции человека усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов его труда и последствий различных нарушений трудового процесса возрастает. Выполнение трудовых функций накладывает на специалиста чрезвычайно большую ответственность, так как от эффективности и надежности его действий и значительной степени зависит качество работы и безопасность труда.
Труд в современном обществе характеризуется прежде всего его умственным и творческим содержанием, высокой информационной насыщенностью, в ряде случаев экстремальностью внешних условий и рабочих ситуаций, совместным процессом деятельности (коллективный труд) и многими другими особенностями, предъявляющими высокие требования к состоянию психической сферы человека и обусловленными в своих проявлениях специфическими закономерностями психической активности и психического склада личности.
Психология профессиональной деятельности — научная дисциплина, изучающая психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий
труда. Результаты этих исследований используются для обоснования научно-практических рекомендаций по совершенствованию трудовой деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств) и формированию профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности в целях обеспечения необходимого уровня его работоспособности, безопасности труда, профессионального здоровья и долголетия.
Психология профессиональной деятельности — раздел психологической науки, который основывается на теоретических положениях, методологических принципах и практических результатах исследований в области психологии труда и управления, инженерной и организационной психологии, эргономики, а также ряда смежных научных дисциплин (дифференциальной, социальной, когнитивной и других разделов психологии, гигиены и физиологии труда, системотехники, кибернетики и т.д.).
Взаимоотношение психологии и трудовой деятельности строится в соответствии с рядом положений:
1. Психология стремится не только облегчить труд человека, но и сделать его эффективным, продуктивным, радостным, созидательным, здоровым, материально достаточным и т. п.
2. Психология направлена на обеспечение приспособления трудовой деятельности к человеку и наоборот; идея «господства» человека над природой, техникой, коллективом людей бесперспективна и даже вредна.
3. Психология как наука о психической активности человека труда базируется на знаниях прежде всего об индивидуальных особенностях субъекта деятельности (а не только о психологических «стандартах»), об опосредованных проявлениях психики, ее функциональном (изменчивом) характере.
Основными задачами исследований в области психологии профессиональной деятельности являются: Ц } психологический анализ деятельности специалистов различного профиля (разработка методов и программ анализа, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессио-грамм и психограмм деятельности и т. д.);
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
• разработка классификационных схем и построение классификаций профессий (специальностей);
• изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;
• исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда и обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию на требуемом уровне; У> изучение особенностей функцио-йальных (психических) состояний субъекта деятельности (разработка методов оценки и коррекции, изучение причинно-следственных отношений характера состояний и особенностей субъекта и т. д.);: -->,-• изучение закономерностей взаимосвязи особенностей личности и характеристик деятельности;
• обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов (методы, показатели, критерии, организация и т. д.);
fii;* разработка психологических реко-йёндаций по использованию методов и средств профессиональной подготовки специалистов;
• изучение инженерно-психологических закономерностей взаимодействия человека с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств деятельности, разработка методов и критериев их оценки (экспертизы);
• разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов; f 5 ) * изучение процессов формирования и 'Становления личности профессионала (профессионализация личности).
Объект изучения психологии профессиональной деятельности — человек (индивидуальный субъект) как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения; группа людей (коллективный субъект) — бригада, экипаж, смена и т. п.; система «человек—техника» («человек—человек», «человек—природа» и т. п.).
Предмет изучения в данной отрасли психологии: психологические закономерности трудового процесса, особенности
личности субъекта деятельности в их взаимосвязи со средствами (орудиями), процессом (содержанием), условиями и организацией трудовой деятельности, а также система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.
7.5.2. Краткая история исследований в области психологии профессиональной деятельности
Истоками наших знаний о месте и роли труда в жизни человека являются мифы, легенды, обряды, сказки, песни, пословицы и поговорки, в которых н образной форме отражаются психологические особенности человека труда, его способности и личностные характеристики, поведение в трудовых ситуациях, пути и способы достижения больших и благородных целей. Эти страницы истории зарождения психологических взглядов на трудовую деятельность достаточно полно изложены в книге Е.А. Климова и О.Г Носковой «История психологии труда и россии» [34].
Однако только к концу XIX в. наметилось оформление психологии профессиональной деятельности как самостоятельной отрасли. Этому способствовало развитие воздухоплавания, морского, железнодорожного и городского (автомобили, трамвай) транспорта, появление авиации, внедрение техники в горнорудное дело, промышленность и сельское хозяйство. Технический прогресс сопровождался ростом аварийности и травматизма, поиском путей повышения производительности труда, в том числе на основе научных знаний об индивидуальных особенностях и возможностях человека.
В этот период И.М. Сеченов проводит цикл исследований трудовой деятельности, в результате которых обосновывает рекомендации по продолжительности рабочего дня (1897), изучает биомеханические особенности рабочих движений человека (1899) и организацию движений в пространстве и времени (1901), разрабатывает принципы чередования нагрузок, организации перерывов в работе и «активного
7.5. Психология профессиональной деятельности
отдыха» как способа повышения продуктивности труда (1895—1901). Им начато изучение природы утомления (1903-1904), роль «чувствования» в регуляции движений, сформирована идея о взаимодействии органов чувств и общее представление о роли психики, что позволило создать учение об автоматизации движений и формировании навыка. В трудах Сеченова выдвинута идея двигательного опыта как основы психического отражения. Широкую известность получают его работы «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека»
(1900), «Очерк рабочих движений человека»
(1901).
Его последователи И.П. Павлов и В.М. Бехтерев раскрыли информационную функцию сигнала и образа ситуации, подчеркнули значение мотива и деятельности, обусловленность внутренней динамики нервных процессов внешними воздействиями.
Велика роль выдающегося педагога К.Д. Ушинского в исследовании проблем психологии труда. В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) он раскрывает высокую нравственную силу свободного труда, его роль в школьном и семейном воспитании, развивающее значение труда.
Идея о приспособлении человека к машине высказывалась Д.И. Менделеевым (1880) и Н.А. Арендтом (1888) в связи с развитием воздухоплавания. В 1915 г. Е.В. Руднев обосновал необходимость разработки стандартной кабины самолета с учетом антропометрических и психофизиологических особенностей человека.
В связи с развитием железнодорожного транспорта и возникновением проблемы обеспечения безопасности движения начались исследования иллюзорных явлений, особенностей восприятия и оценки движения, а также обоснование рекомендаций к сигнальным системам, к органам управления и т. д. И.И. Рихтером в 1895 г. была подготовлена серия статей под общим названием «Железнодорожная психология», в которых обсуждались вопросы безопасности работы персонала.
Изучение особых состояний в экстремальных ситуациях проведено Г.Е. Шум-ковым, который описал особенности чувства тревоги у солдат в период русско-японской войны (1904), а в 1912 г. издал книгу «Психофизическое состояние воздухоплавателей во время полета».
К этому периоду следует отнести и работы гигиениста Ф.Ф. Эрисмана. Он одним из первых поставил вопросы изучения и классификации профессий с учетом их психосоматических факторов («труд должен обеспечивать нормальные отправления умственных способностей»). Под его руководством составлена одна из первых классификаций профессий, основанная на учете характеристик физического и умственного труда. В 1913 г. С.М. Богословский издал книгу «Система профессиональной классификации».
Создание сложной техники (авиация, железнодорожный транспорт и т. д.) способствовало развитию идей оценки и прогнозирования профессиональной пригодности учеников и профессионалов. Существование связи индивидуальных психологических и физических особенностей человека, его возраста, профессиональной подготовленности и других характеристик с производительностью и безопасностью труда обусловливало актуальность проблемы профессионального отбора специалистов, основные направления ее изучения и в первую очередь — разработку методик проведения отбора. Уже в 1895 г. было проведено первое освидетельствование персонала паровых машин, но особенно интенсивно это направление стало развиваться с зарождением авиации и постановкой задачи специального подбора в летные школы, оценки у курсантов состояния психоэмоциональной сферы. Однако А.Ф. Ла-зурский считал процедуру отбора недостаточно гуманной, а более оправданной идею подбора человеку соответствующей его возможностям работы. В 1897 г. в Москве было создано первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве.
Наиболее интенсивные исследования трудовой деятельности человека начались в начале XX в. В Институте по изучению