Принятие решения – акт формирования последовательности действий, ведущих к достижениюцелина основе преобразования информации об исходной ситуации. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленнойдеятельности [24].
Под принятием решения понимается только сознательный выбор из имеющихся альтернатив единственного варианта действия, позволяющий человеку добиться наибольшей эффективности. Другими словами, процедура принятия решения - формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекция эталонной гипотезы и программы действий.
Существует классификация способов принятия решений (по Мескону):
- Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Человек не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе.
- Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.
|
|
- Рациональные решения обосновываются с помощью аналитического процесса: диагностика проблемы, формирование целей, формулировка ограничений и критериев принятия решении, выбор допустимых альтернатив, предварительный выбор лучшей альтернативы, экспериментальная проверка альтернатив, выбор единственного решения, определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения, выполнение решения, обратная связь.
Следует заключить, что в практике педагогу правильнее использовать рациональные решения, требующие глубоко анализа и обоснованности имеющихся альтернатив.
Если проблема была правильно определена, установлены причины ее появления, а варианты решений тщательно взвешены и оценены, то принять окончательное решение сравнительно просто. Педагог просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.
Особенностью педагогической системы является ее преимущественно изменчивый характер, в силу влияния на систему различных факторов окружающей среды. Вследствие этого при решении достаточно сложных задач часто педагогу трудно выработать однозначные рекомендации о предпочтении одного варианта всем другим.
Учитывая схожий характер имеющихся альтернатив, возможна интеграция некоторых вариантов решений, либо можно выделить группы предпочтительных способов решений, полученных на основе педагогического опыта.
Таблица 28