1 сентября 1939 года начинается Вторая Мировая Война. В 39-м году Вермахт и Красная Армия проводят совместный парад по поводу захвата Польши. Дальнейшее завоевание Прибалтики.
СССР активно готовился к войне, причем не к оборонительной. Германия объявила войну. 22 июня посол вручил ноту Молотову. В ноте была указана причина — превентивный удар, т.е. в целях обезопасить себя от удара СССР. А такая опасность была, поскольку на границе СССР (а к 41-му году возникла фактическая общая граница между Германией и СССР) были скоплены огромные военные силы. Но почему было поражение у СССР в начале? Для того, чтобы был успех в нападении необходимо иметь трехкратное численное преимущество. Но кадровая Армия СССР — около 5 млн. У Германии — 1,5 млн. У Германии 3,5 тыс. танков. У СССР на границе — 10 тыс. На территории СССР всего около 24 тыс. танков. Самолетов у Германии — 3,5 тыс. У СССР — 25 тыс. При этом уровень разработок у СССР намного выше. У нас часть танков была оборудована дизельными двигателями, чего не было ни у кого. Правда в наших танках не было комфорта. Но наши войска массово сдавались в плен, оставляли рубежи, которые должны были оборонять. Танки «массово ломаются». Осенью 41-го года в немецком плену оказалось 3,5 млн. советских солдат и офицеров. Часть пленных (из нац. окраин) отпускали домой, часть перешли на сторону Вермахта. Это происходило потому, что никто не понимал, за что они воюют, население не хотело воевать за Советскую власть.
|
|
Государству пришлось идти на глубочайшие перемены во внешней и внутренней политике. Государство было на гране краха и не потому, что не хватало ресурсов. Ресурсов было очень много. Немцы вели мудрую политику: они, видя, что население встречает их не враждебно, а с радостью (например, в Прибалтике и Западной Украине), разрешали открывать церкви, брать земли, расформировывали колхозы. Политика СССР меняется: она с интернациональной меняется на национально-освободительную: мы освобождаем родину от фашистских оккупантов. Патриотические настроения. Отсюда религиозные послабления, в том числе в отношении протестантов. Церкви начинают участвовать в помощи фронту. Баптисты купили санитарный поезд. В 1935-м году прекратил свою деятельность союз Б. ЕХ формально существовал, но только на бумаге. Но с началом войны возобновляется деятельность союзов. Некоторых возвращают из ссылок. «СВБ» формально еще работал, но фактически не вел деятельности. Государство прекращает антирелигиозную деятельность. Это было связано с тем, что такая политика оказалась бесполезной (возможно, лучше контролировать, чем пытаться уничтожить. Тем более, что уничтожить невозможно), а также с войной. Сталин, разумеется, не стал «добрее». Но в отношении религии прежними методами не работал. Политика меняется. Во время войны происходит узаконивание религиозных движений.
|
|
В 43-м году восстанавливается Патриархия (с помощью военной авиации экстренно и быстро созвали собор (примерно, за неделю)), в 44-м создается союз ЕХБ. Сталин создает это объединение. Тех, кто еще остался жив, собирают и предлагают объединиться. Это тоже произошло очень быстро. В чем заинтересованность Сталина? Возможно, союзники давали на Сталина (американцы, англичане), но это не главный аргумент (Сталин часто не шел на компромиссы, например, история с бомбардировщиком Б-29). Вероятно, главная причина — предыдущая политика, попытка борьбы с инакомыслием оказалась безуспешной. Был создан совет по делам православной церкви и совет по делам религиозных культов, с институтом уполномоченных. На местах из партийного аппарата ставился человек, который осуществлял контакт между общинами и органами власти. Был центральный аппарат и были отделы при местных органах власти по каждому из регионов: посредники между властью и религиозными движениями (не только христианами). Была открыта возможность свободной регистрации.
Руководители союза были поставлены в очень трудное положение, приходилось «прогибаться» под власть. В августе 1945 года к этому союзу присоединили пятидесятников. Единую структуру легче контролировать.
Характер работы уполномоченных по делам религиозных организаций определялся не законами, а внутренними инструкциями, выходившими под грифом «секретно». Очень много зависело от личностей уполномоченных.
Каков характер созданного союза? С одной стороны он был создан неестественным образом. С другой стороны — после стольких тяжелых лет гонений никто уже не думал о различиях о ЕХ и Б. Кроме того, поскольку баптисты всегда были менее лояльны к власти, их лидеров почти не осталось.
Какова структура союза? Она копировала структуру партийной власти: наверху председатель, совет, на местах — региональные представители (старшие пресвитеры). Это чистая вертикаль власти. Это наиболее органичный вариант для ЕХ. Б почти не было, да и спорить было не время. Старшие пресвитеры — те, кто проводят в жизнь решения совета и являются наблюдателями на местах. Такая система не предполагала автономию церкви. Власти нужно было управляемое религиозное движение.
С пятидесятниками было достигнуто соглашение о том, что на богослужениях языки не практикуются, а в личном поклонении (дома) допускаются. Но этот союз с 50-ми был искусственным и некомфортным. Часто 50-ки проводили альтернативные богослужения. До 1949 года — годы активной регистрации общин. После 49-го года регистрация прекратилась. Зарегистрированные общины могли официально, на законных основаниях проводить богослужения. Таким образом, власть пошла хитрым путем: часть общин зарегистрировала, часть нет, создав тем самым внутри союза предпосылки к ослаблению и конфликтам. Кроме того, власть столкнулась с еще оной проблемой: рост религиозных настроений во время и после войны, активный численный рост членов церквей.
Объединение само по себе — это хорошо. Но власть делала все, для того, чтобы это объединение работало на те цели, которые ставила власть: тотальный контроль.
До конца сталинского периода (до 53г.) гонений на верующих больше не было. Но был тотальный контроль (с начала войны). Если бы война развивалась по-другому, политика, вероятно, все равно бы поменялась. СВБ показал неэффективность. РПЦ сотрудничала с немцами. В ответ СССР со своей стороны создавал благоприятную обстановку, чтобы не потерять контроль. Некоторые служители РПЦ добивались от немецкой власти возможности проводить богослужения в немецких лагерях для пленных. Официально власть ответила отказом. Но на местах такая возможность была. Стало ясно, что младший офицерский состав знает православные гимны, т.е. верит в Бога. Из этого видно несостоятельность политики СВБ.