Краткая характеристика периода

В это время формируется элитная школа, рабская школа и школа зачатков ремесленного дела.

Рабская школа (наука), её составляли инженеры, прорабы, управляющие латифундиями, мастера, учителя и т.д. В этом аспекте в рабской школе достижения в области первоначальных знаний оставались анонимными, поскольку считались в обществе не заслуживающими внимания. Например, великий Архимед из Сиракуз свои изобретения, поскольку они имели практическое значение, недостойное элитарной и ремесленной школы, приписывал рабам. В то же время рабская наука поддерживала в античности достаточно высокий уровень образованности и технической оснащённости античного общества.

Более престижной в это время была ремесленная школа, именно она стала прототипом позднейших университетов и колледжей в Европе. В этом аспекте существовали школы по подготовке медиков, военных инженеров, архитекторов, математиков и т.д. Следует подчеркнуть, что именно из ремесленной школы науки черпала материал для своих преимущественно умозрительных (теоретических) конструкций элитарная школа. В свою очередь, представители ремесленной школы науки очень ревниво относились к элитарной школе и пытались сохранить в тайне свои достижения. Именно ремесленной науке античность обязана достижением в области астрономии, механики, медицины, военному делу, агротехники и т.д. Особой престижностью обладала элитарная школа и наука, т.е. занятия философией (Пифагор «Философское учение о начале чисел»: единица, развитая единица или двоица – главный вопрос всего сущего? Для Пифагора первооснова – единица (единство), двоица (развитое единство, тезис? и антитезис?), троица (синтез), развитая троица – при суммировании получается число 10 – десятичная система исчисления – октавы (звук)– потом применяется к космосу, движение звёзд на небе; Лейбниц «Учение о монадах» – вытекает соответствующая математика – спор между Лейбницем и Ньютоном о бесконечно малых, кто автор?; из философии можно перейти в науку (как правило), обратный переход редок), риторикой (умение логически говорить, отсюда возникло целое направление софистики), математикой, натурфилософией и т.д.

В этом аспекте созданная Платоном Академия (Академ – воин Древней Греции, полководец, герой, в честь него был назван сад, парк, в котором философы проводили свои беседы, были школы (направления)) – прототип будущих академий. Аристотель организовал свою школу Ликей (отсюда Лицей), философы эллинизма – музеум и т.д.

Достижениями этого периода протонауки являются формулировка первых научных программ и, главное, их методологии. Последняя методология была начертана Платоном в диалоге под названием Тимей:

1. В науке мы должны исходить из чувственно воспринимаемых вещей, но чувственно воспринимаемые вещи по Платону не истинны и нуждаются в умозрительном истолковании.

2. Подлинно истинным является лишь то, что получено разумом. В этом аспекте именно идеи учёного (мир идей) являются божественным светом истины.

Наконец, подлинную революцию в методологии совершает Аристотель, который в работах «Физика» и «О возникновении и уничтожении» вывел следующие принципы методологии науки:

1. Фундаментально познать какое-либо явление – это значит вскрыть его причины. В этом аспекте Аристотель обосновал 4 вида причин или причинно-следственных связей, сохранивших свою актуальность до сегодняшнего дня:

а) материальная причина (материал, из которого возникает, лепится вещь);

б) формальная причина (форма вещи при её возникновении). (Аристотель: 1. Аристотель против разделения Платоном идей и конкретно чувственных вещей, сущность вещи в идее Þ Аристотель: да невозможно представить себе, чтобы сущность вещи находилась в другом… Сущность вещи находится вещи. 2. Логическое возражение: в логике, познании Платон нарушает принцип экономии, плодит сущности сверх меры Þ бритва Оккама («Бритва (лезвие) О́ккама» — методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285—1349). В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии. Сам Оккам формулировал это принцип иначе: «Не следует без нужды полагать множественность», или «Там, где напрасно создается много [предположений], вполне можно обойтись немногим»));

в) производящая причина;

г) Целевая причина (объединяет первые три причины при возникновении вещи).

2. Процесс познания начинается с анализа, Аристотель: Надо продвигаться от более явного … от вещей к их частям.

3. Правильность анализа в познании методологии нужно обязательно дополнять синтезом, т.е. по Аристотелю, воспроизводить взаимодействие частей в составе целого.

4. Ведя исследование, нужно всё время выискивать возражение себе, быть неистощимым на опровержения. Аристотель: Истина – то, что выдержит (-вает) такую проверку.

5. Аристотель вводит сознательно в методологию науки такой её важный инструмент как логику («Логика»), тем самым несколько отодвигается на задний план интуиция, предвзятое мнение и т.д.

«Логика»: 1. Учение о понятии. 2. Учение о суждении (всякое понятие есть свёрнутое суждение). 3. Учение об умозаключениях, силлогизмах (модусах, модус папора?, модус тозис? и т.д.).

Б). Второй период протонауки – это 4–5 века нашей эры – 14–15 века н.э.

В общем, это период формирования регионального христианства и характерен упадком науки и техники. В этот период господствует принцип теология – первая наука, поэтому не случайно, что не было отмечено ни одного выдающегося естественнонаучного открытия (в Европе, но не на Арабском Востоке (прикладное технознание), арабские мыслители первыми перевели работы выдающихся философов (Платон и Аристотель) и др., книги по техническим наукам, а потом уже Европа начинает переводить эти труды (Платон, Аристотель и др.) с арабского на свой, латинский язык).

В то же время именно во второй период начинается подготовка кардинальной реформы науки. В этом аспекте с уничтожением (исчезновением) рабства рабская наука сливается с зачатками ремесленной науки, а в связи со строительством множества городов возникает в Европе слой ремесленников, которые организуются в соответствующие цеха. В этом аспекте ремесленники, организованные в цеха, осуществляют множество открытий и изобретений: конная упряжь 9седло, хомут, стремена), горнорудное оборудование, водяные и ветряные мельницы, нововведения в химии, развитие в торговле приводит к новым географическим открытиям, а соответственно к совершенствованию кораблестроения и приборов для мореплавания и навигации. Интерес к науке в этот период нашёл своё отражение в философии Фомы Аквинского (1223–1274 гг., итальянский философ Томас Аквинат, томизм и неотомизм, его фундаментальное сочинение «Сумма теологии», ему был присвоен статус ангельского доктора, причислен к лику святых католической церкви, Станислав Лемм «Сумма технологии», Богданов «Технология как организационная наука»). Фома Аквинский (Томас Аквинат):

1) формулирует учение о двойственной истине, пытаясь найти компромисс между наукой и религией, верой и разумом;

2) полагает, что существует два типа знания (типа наук): первый тип черпает основание из самого себя, к первому типу знания относятся священное писание, философия, математика; второй же тип знания черпает свои основания в первом типе знания. К таковым относятся, по Фоме Аквинскому, архитектура, музыка и др. типы знания. Фома Аквинский выдвинул принцип двойственной истины: разум, наука всесильны до тех пор, когда они не противоречат вере. В этом аспекте, используя один из инструментов науки – логику, он формулирует знаменитейшие пять доказательств Бытия Бога (основаны на механистическом понимании понятий и категорий):

1. Основано на принципе причинности: невозможно, чтобы вещь была причина самоё себя, поскольку она бы в данном случае предшествовала себе, следовательно, причина данной вещи лежит в другой вещи Þ редукция бесконечности, следовательно, нужно помыслить первопричину, а под ней все именуют Бога.

2. Основано на категории необходимости и случайности: невозможно помыслить, чтобы вещь была необходима сама себе Þ все именуют Бога.

3. Основано на движении: невозможно, чтобы вещь была причиной движения самой себеÞперводвижитель, а под ним все именуют Бога.

4. Существует различие степени совершенства в этом мире, в неживой и живой природе, социуме и т.д.Нужно помыслить некое всесовершенство существа, а под ним все именуют Бога. Он нам даёт эталон для сравнения.

5. Основано на понятии цели (механистическое представление): все вещи бытия несут в себе определённые цели, а раз несут определённые цели, то, следовательно, надо помыслить некую цель цели (предельное основание всех целей), а под ней все понимают Бога.

(Три интерпретации метафизики – мировоззрение, где при познании вещей и т.д. абстрагируются от всеобщей связи и развития (СССР).

Термин диалектический материализм – Иосиф Гудген. Фридрих Энгельс – исторический материализм. «Развитие материализма от социологии к науке»?.

Второе значение (Аристотель) метафизики: одинг из учеников Аристотеля расположил его труды по физике, государству, праву и т.д., социогуманитарные труды Аристотеля он назвал метафизикой, т.е. после физики, над физикой.

Третье значение (Аристотель назвал) – метафизика – это учение о чувственном, трансцендентном (в современной западной науке под метафизикой понимается философия)).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: