Тезис № 4. Феерабенд подвергает резкой критике представление логических позитивистов о языке наблюдений

Феерабенд подвергает резкой критике представление логических позитивистов о языке наблюдений. По мнению логических позитивистов, так называемые совместимые теории Т1 и Т2 сохраняют свой язык наблюдения, или эмпирический базис, или, короче, могут меняться в науке теории, но не язык наблюдения. Феерабенд полагает, что один и тот же научный факт может быть интерпретирован в составе двух несоизмеримых теорий, отсюда, следовательно, всякая теория создаёт свой собственный язык наблюдений.

Иллюстрируя это, он приводит интереснейший пример. Представьте, что Вы несёте тяжёлый чемодан. Этот факт наблюдения может быть интерпретирован по-разному в составе трёх физических теорий:

1. Я преодолеваю стремление чемодана «к своему месту» – Аристотель.

2. Я преодолеваю «силу гравитационного взаимодействия между Землёй и чемоданом» – Ньютон.

3. Я преодолеваю «искривление пространства–времени» вблизи Земли – Эйнштейн.

Феерабенд полагает, что в истории развития реальной науки всегда существовали несоизмеримые теории, но они замалчивались, т.е. отвергались авторитетами в науке и в целом авторитетом научного сообщества, т.е., согласно Феерабенду, наука, по существу, превращается в современном обществе в своего рода религию, которая (религия) охраняется государством. Последнее рассуждение – источник (?) анархистской теории познания или так называемой эпистемологии.

С точки зрения Феерабенда, попытки доказать, что существуют некие обоснованные научные стандарты, так называемые критерии научности знания, потерпели крах:

1. Можно ли различить (отличить) науку, научное знание от философии, религии, магии, шарлатанства и т.д.? Нет, поскольку ещё никто не доказал, что существуют некие универсальные методологические правила и законы науки.

2. Второй аргумент Феерабенда против абсолютизации науки следующий: научные традиции, научное сообщество в целом стремится подавить свободное мнении е человека, т.е. наука, по существу, выступает против свободы и гуманизма.

Феерабенд провозглашает принцип: «всё дозволено в науке» и «эксперты и простые люди, профессионалы и любители, поборники истины и лжецы – все они участвуют в соревновании и вносят свой вклад в обогащение нашей культуры». Задача учёного состоит не в том, чтобы «искать истину, восхвалять бога, систематизировать наблюдения» или «улучшать предсказания». Всё это – побочные эффекты деятельности, на которую главным образом направлено его внимание и которое состоит в том, чтобы «делать слабое сильным, как говорили софисты, благодаря этому поддержать движение целого».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: