организационно-экономические (обусловленные совершенствованием
организации труда, производства и управления)
Социально-психологические
Рост производительности труда сам по себе не является самоцелью предприятия. Важно обеспечить рост выработки на одного работника при одновременном повышении культуры торговли.
План по труду. Планирование численности работников и производительности труда.
Составной частью плана коммерческой деятельности торгового предприятия является план по труду, в нем предусматривает потребность в кадрах для выполнения намечаемых объемом работ и др.видов деятельности, сумма расходов на заработную плату, расчетные задания по производительности труда. План по труду содержит следующие показатели: а). среднесписочная численность работников;
б). средний оборот одного работника; в). фонд заработной платы в сумме и в % к товарообороту; г). средняя заработная плата на одного работника.
Все показатели плана по труду определяются каждым торговым предприятием самостоятельно с учетом условий работы и экономической целесообразности осуществления хозяйственных мероприятий. Исходными предпосылками для составления плана по труду являются:
Прогнозируемый объем хозяйственной деятельности (объем товарооборота, грузооборота, объем выпуска продукции).
План развития материально-технической базы предприятия.
Анализ и оценка показателей по труду за текущий и предшествующий периоды.
Нормативные документы по вопросам труда и заработной платы (трудовой кодекс, минимальная заработная плата и т.д.)
Для учета и планирования показателей по труду различают списочную, явочную и среднесписочную численность работников. Списочная численность - это численность всех работников, состоящих в списках предприятия. Явочная численность - это количество работников, которые должны находиться на рабочих местах при установленном режиме работы предприятия. Среднесписочная численность - это численность персонала, определяемая в среднем за период.
Разработка прогнозных расчетов по труду включает: