Это понятие,, возникло в США, где в 1957 г. была впервые проведена деловая игра с использованием ЭВМ.
Правда, истоки деловых игр прослеживаются с XVII в., когда в России возникла практика "военных маневров ".
Можно проследить возникновение игр данного типа еще с магических обрядов первобытных людей. Первая деловая игра (управленческая) была разработана и проведена в СССР в 1932 г. как "организационно-производственное испытание" 39.
Под деловыми играми (этически деловыми) понимается форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной (общественной, управленческой и т.д.) деятельности, моделирование систем и опыта отношений, характерных для того или иного рода практики человека.
Деловая игра — это игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности.
Деловые игры возникли как один из наиболее эффективных методов активного обучения.
По данным В.Я.Платова40, в данное время в мире используется более 2 тыс. деловых игр. Учебная деловая игра задает в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности, позволяет проиграть возможные варианты поведения, принятия решений, предполагаемые конфликты.
|
|
В системе деловых игр различаются:
организационно-деятельностные игры (ОДИ);
организационно-коммуникативные игры (ОКИ);
организационно-мыслительные игры (ОМИ);
ролевые игры (РИ);
имитационные игры (ИМ).
Существует также игровой метод анализа конкретных ситуаций и экспертной оценки.
. Итак, деловая игра применяется как средство имитации принятых решений, поведения в искусственно организованных ситуациях разного плана.
Имитация (от лат.) — подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение чего-либо, повторение, воспроизводство, подделывание. Имитация заложена в сюжетно-ролевых и деловых играх.
Но в ролевых играх имитация — основа проигрывания разных сюжетов жизни, их воспроизводство как самоцель. В деловых играх имитация способствует приближению к реальной практике, деятельности с целью научения чему-либо.