Трудовые споры классифицируются:
1. по спорящему субъекту;
2. по характеру спора;
3. по виду спорного правоотношения.
По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.
Индивидуальный трудовой спор - это разногласия, связанные с правами и законными интересами конкретного работника, связанный с переводом, повышением или понижением квалификационного разряда, о приёме на работу или об увольнении и т.п.
Коллективный труддовой спор - оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профсоюза как представителя работников по вопросам труда.
Коллективные трудовые споры возникают из правоотношений работников организации с Нанимателем, его администрацией.
По характеру спора делятся на споры:
1) о применении норм законодательства о труде, защите и восстановлении нарушенного права работника или профсоюза;
2) об установлении новых или изменении существующих условий труда, не урегулируемых законодательством.
|
|
По виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделить на споры, возникающие:
1) из трудовых правоотношений;
2) правоотношений по трудоустройству (в связи с отказом в приёме на работу лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор);
3) правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и охраны труда (оспариваются действия инспектора труда);
4) правоотношений по возмещению материального ущерба работником;
5) правоотношений по возмещению организацией ущерба работнику;
6) правоотношений профсоюзного органа с нанимателем по вопросам труда;
7) правоотношений трудового коллектива с работодателем.
Вид труд. спора- определить его подведомственность, порядок его разрешения. Классифицируются они по трем основаниям: По спорящему субъекту: На индивидуальные и коллективные. Споры о переводе, повышении, увольнении - это индивидуальные, в них оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его интересы; а споры профоргана или тр. коллектива с администрацией - это коллективные, в них защищаются и самоуправление тр. коллективов и жизненные интересы. Они возникают из трех правоотношений: 1. правоотношение Коллектива с администрацией, включая вышестоящий орган; 2. из правоотношения профоргана с администрацией;3. из новых появившихся в последние годы, социально-партнерские правоотношений представителей работников на федеральном, отраслевом и др. уровнях. По характеру спора: на два вида: 1. споры о применении норм тр. законодательства, установленных им, коллективным или труд. Договорами о правах и обязанностях, они возникают из всех правоотношений сферы тр. пр. В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома.2. споры об установлении новых или изменении существующих соц эконом. условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Они возникают из 4 правоотношений: из трудового - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (новых графика отпусков); из правоотношения профоргана с администрацией (о распределении жилья); из правоотношения тр. кол-ва (его органов) с администрацией; профсоюзов как представителей работников с представителями работодателей на различных уровнях социально-партнерских отношениях. По правоотношениям из кот. может возникнуть спор: из трудовых правоотношений (их большинство); из правоотношения по трудоустройству; по надзору и контролю за соблюдением тр. законодательства охраны; по подготовке кадров и повышению квалификации; по возмещению материального ущерба работникам предприятия; по возмещению предприятием вреда работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на труд; профоргана с администрацией по вопросам труда, быта, культуры; тр. коллектива с администрацией; из социально-партернских отношений на всех уровнях. Классификация необходима, что определить кому подведомственен этот спор.
|
|