С конца 19 в. создание крупных картелей, синдикатов, трестов, корпораций вело к возникновению:
1 ЭТАП – наряду с индив., частной соб-стью – различных форм коллективной капит. соб-сти (акционерной, корпоративной).
2 ЭТАП - государственного сектора экономики и государственной кап. соб-сти. Возникновение госуд. кап. собст-сти означало:
· сохранение отчужденности производителей от соб-сти и отстутствие у них новых моральных стимулов к эффективному труду (со временем острота этого противоречия сглаживается)
· развитие промышленной бюрократии, инт-та менеджеров (управителей)
· большая социализация общественных отношений, в связи с разработкой законодательства о труде – большая их открытость
1914-1918 - переход гос-кап-ма в ГМК произошел в годы I Мировой, она ускорила все процессы:
- госконтроль за транспортом (особенно ж/д), связью (телеграф, телефон), благоустройство (освещение, водопровод, городской транспорт)
- ограничение гос-вом производства товаров мирного потребления
- замена рыночной системы централизованной системой распределения сырья, мат-лов, оборудования
|
|
- регилирования производства
- нормирования потребления путем введения карточной системы
- уставновлении прямого госконтроля за внешней торговлей
- принудит. и скорейшее разрешение трудовых конфликтов путем введения легальных уступок
В наибольшей степени госрегулирование развилось к 1918 г. в Германии (финансовая буржуазия + юнкерство+бюрократия = Отдел по снабжению сырьем, кот. опирался на «военные общ-ва», которые рук-ли отраслями пром-сти). Принудит. хар-р. Строгая центр-ция.
В США в годы войны возникло Военно-пром. бюро, кот. занималось распредлением заказов. Управления по судоходству, дорогам, топливу. Военно-финансовая корпорация – все вопросы финансирования. Внешторг – тоже под контролем. В отличие от Гер., здесь госрегулирование носило частичный хар-р. Основаня форма госрегулирование – военные субсидии и заказы
В России государственное регулирование насаждалось в годы войны сверху и сверху же и создавались все органы управления экономикой («Особое совещание по оброне» и проч.)
1918-1929 – то есть ПОСЛЕ войны - во всех странах оказались отменены стеснительные для буржуазии военные формы и методы экономического регулирования. Зато получили распространение
1) кредитно-финансовая деятельность гос-ва (последствия войны перелагались благодаря ей на плечи простых людей посредством инфляции – а монополии получали субсидии).
2) Другая форма госрегулирования – финансовые мероприятия для спасения тех стран, в которых капитализм оказался на грани катастрофы (план Дауэса, план Юнга)
|
|
3) обеспечение идеологического обоснования позитивности гос-моноп. тенденций (ведет к «демократизации капитала», то есть участию рабочих в дележе прибылей = «Современная экономическая революция» - 1926 г издания – автор Томас Кравер, США)
1929-1939 – в ходе мирового экономического кризиса и после него – спасение монополий и их прибылей:
1) средства госбюджета расходовались на «оздоровление» обанкротившихся банков в форме кредитов для них (выбирались курпные банки)
2) прямая поддержка путем скупки акций по ценам, превышавшим их рыночный курс
3) к этому относятся
· «плановый эксперимент Гувера» и его система «индустриальной демократии», вместо «крайнего индивидуализма» - «корпоративные, ассоциативные действия»
· плановость в фашист. Герм. (с 1936 – 4-летние планы, отвечал за них Геринг)
· «новый курс Рузвельта» в США – попытки ввести эл-ты планирования, уступки м/б, фермерству, рабочему классу. «Новый курс» - 1933-1937, включал:
1. Закон о восстановлении пром-сти (после кризиса) = НИРА= 16.07-1933
2. введение системы государ. регулирования пром-сти
3. введение цен, ниже которых нельзя продавать (против демпингов, этот закон именовался «Кодекс честной конкуренции»)
4. Создание гос. органа – Национальной Администрации Обновления – должна следить за выполнеием НИРА. Глава – Джонсон. выпустили более 500 законов
5. Принудительное картелирование
6. Улучшение условий труда на госпредприятиях, выше зарплата, максим. отдых, право на профосюзы. При этом создано Национальное Управление Труда – его задача предотвращать забастовки
7. Создана «Администрация общественных работ» - борется с безработицей
8. Трудовые лагеря для безработнйо молодежи, выплата дотаций
9. Закон о помощи фермерам (1933); «Администрация по регулированию с/х» (уничтожение с/х продуктов для поднятия цен и поддержки с/х труда)
10. В финсфере – Реконструктивная Фин. корпорация, концентрация банков
Вариантом развития гос. регулирования кап. экономики был фашистский вариант в Германии, который противополставлялся буржуазной деморатической свободе, осн-н на:
1. укреплении монополистического капитала
2. жестком подавлении всех проявлений недоволсьтва, создании милитаристск. формир-й
3. принудительном труде в тех отраслях, приоритетность которых определяло гос-во.
4. С/х рабочие в этих условиях были фактически прикреплены к земле.
5. Закон о картелях принудительно включал в них мелкие и ср. предприятия (1933).
6. Крайняя централизация, создание «Организации промыслового хоз-ва»,. кот. подчинялись пром-сть, энергетика, торг., ремесла, банки, страховое дело
7. Полное слияние гос-ва с финансовым капиталом.
8. Полный контроль за внешторг – «Генеральный Совет немецкого хоз-ва»
9. Вместо всех партий – единая орг-ция «Немецкий трудовой фронт», следит за выполнением трудовой повинности
1939-1945 – война, как всегда, усилившая госуд-моноп. тенденции.
1) создание гос-моноп. орг-ций (Герм. –военно-хоз. объединения, Япония – контрольные ассоциации; США – Управл-е по делам воен. произ-ва, Англия – контрольн. управления)
2) финансовые олигархи – на ведущих госуд. постах
3) принудительное картелирование и синдицирование
4) широкое строит-во военных предприятий
5) передача военных заводов монополиям за ничтожную компенсацию
6) госзаказы
7) централизованное снабжение сырьем, мат-лами
8) контроль за внешторгом
9) контроль за мобилизацией и распред-ем рабочей силы
1946 – в США создан «Комитет экономчиеских советников» - узаконение ответ-ти главы гос-ва за состояние экономики
3.