Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации.
Динамика развития смены
1. Оргпериод - 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.
2. Основной период – 15 дней - организация взаимодействия различных форм, соблюдение норм и правил.
3. Заключительный – 2-3 дня - итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов. Закрепление приобретенных знаний и умений. Организация личной рефлексии; Организация групповой рефлексии.
При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. у каких-то детей зона развития будет опережать периоды - но это только в плюс: задействуя таких детей на общелагерные советы и ответственные поручения и мероприятия, автоматически получаешь помощников в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом.
Каждый из периодов смены должен рассматриваться на трех уровнях:
1. Что происходит с отдельным ребенком, какие процессы происходят с отрядом в целом (вдк, психология)
2. Какие формы взаимодействия подходят.(игротехника, психология, проектирование лагерной смены)
3. каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы. (Особенности периодов лагерной смены)