Представления об анатомо-физиологических основах психики в античную эпоху

Представители медицины.

1)Алкмеон ((VI–V вв. до н. э.) - основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом.

Принцип нервизма стал основой для развития мозгоцентрической точки зрения на локализацию души. Принципа подобия в объяснении механизма ощущений и восприятий будут придерживаться Эмпедокл, атомисты.

2)Эмпедокл (490–430 гг. до н. э.). Р азвитие материалистической линии в философии и психологии: учение о «4-х корнях» - первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре – земля, вода, воздух, огонь. Введение понятия биопсихизм, сердцецентрической точки зрения на границы психического и гуморальной теории общей активности и подвижности человека.

3) Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Это позволило подразделять возможности организма (заложенные в нём психологические ресурсы) и их реализацию на деле. При этом намечалась иерархия способностей — функций души:

-вегетативная (имеется у животных, растений и человека);

-чувственно-двигательная (имеется у животных и у человека);

-разумная (присущая только человеку

4) Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эразистрат установили анатомо-физиологические различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам.

5) врач Гален (II век н. э.) в труде "О частях человеческого тела, описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Гален развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах. Он утверждал, что первичными при аффектах являются изменение в организме (“кипение крови”), субъективные, душевные переживания (например, гнев) — вторичны.

11. Природа психического в учениях древних атомистов

Учение об атомах как о конечной основе природы всего действительно сущего впервые в Европе формулировал Левкипп.Анаксагор в 6-5- м веке до н. э.) говорит о вечных элементах мира – «семенах» или «гомеомериях»(мелкие однородные частицы) - управляются космическим Умом(источник движения).

Наиболее полно учение было сформулировано Демокритом 460-370 гг. до н.э.)

Демокрит (основные положения учения)

· ж изнь не является продуктом божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых атомов, животные возникли из воды и ила,

· душа телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью,

· проникая в организм, душевные атомы рассеиваются по всему телу, но вместе с тем в отдельных частях его происходит их скопление. Этими зонами скопления являются область головы, сердца и печени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: