В 1912 году появляется публикация Вертгеймера (учился у Кюльпе в Вюрцбурге) по исследованию восприятия и познавательных процессов – «Экспериментальное исследование восприятии движения». Речь шла о т.н. кажущемся движении, фи-феномене. Этот феномен, с точки зрения Вертгеймера, противоречил структурализму Вундта, демонстрировал, что целое больше, чем сумма частей при восприятии.
Идеи гештальтпсихологии проникают в разные области психологии: психологию животных (Келлер), генетическую психологию (Коффка), медицинскую психологию (Гольдштейн), психологию личности и социальную психологию (Левин).
Основные идеи гештальтпсихологии:
Структурность - исходный принцип организации психики! Предмет изучения психологии - сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.Сознание есть динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. Генетически первичным является целое (оно первично по отношению к отдельным частям)
Развитие – постоянная трансформация гештальтов по уровню сложности
Метод исследования гештальтов - непредвзятое, объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.
Вертгеймер открыл фи-феномен (через щель пропускали свет с различными интервалами времени – возникало восприятие движения) + использовал стробоскоп (вращение изображений создает иллюзию их движения) Вывод: в сознании есть целостные образы (гештальты), неразложимые на элементы.
Понятие фигуры и фона.
Использовали метод феноменологической интроспекции (человек – наивный наблюдатель, ничего не знающий о строении психики)
Ключевая роль в развитии ребенка у восприятия, которое все усложняется.
Понятие инсайта (из-за переструктурирования гештальта)
Опыт Келера с курами: у которых вырабатывалась дифференцировка двух оттенков серого цвета. Куры научались клевать зерна, разбросанные на светлом квадрате, отличая его от находившегося рядом темного. В контрольном опыте тот квадрат, который послужил положительным раздражителем, оказывался рядом с еще более светлым квадратом. Куры и выбирали этот последний. Они, таким образом, реагировали не на абсолютную светлоту, а на "более светлое"
Стремились, чтобы их принципы соответствовали физике, естественным наукам. Но это оказалась лишь видимость, к сознанию такой подход неприменим, поэтому к 1930 школа распалась.
К.Левин
Немецкий психолог-гештальтист К. Левин (1890-1947) изучал личность и ее феномены: потребности, волю, эмоционально-аффективную сферу через применение разработанной им теории поля.