В условиях рыночной экономики, когда развитие любого предприятия осуществляется за счет собственных средств, важное значение имеет устойчивое финансовое состояние, которое характеризуется системой показателей.
Важнейшим финансовым показателем предприятия является выручка от реализации — сумма денежных средств, полученная туристским предприятием за проданный туристский продукт и оказанные услуги. Выручка от реализации является главным источником формирования собственных ресурсов. Из выручки возмещаются затраты и образуются доходы предприятия.
Другим финансовым показателем оценки хозяйственной деятельности является прибыль — денежное выражение основной части накоплений, создаваемых предприятием. Прибыль предприятия выполняет несколько функций: оценочную, стимулирующую и распределительную.
Оценочная функция прибыли характеризует экономический эффект, полученный в результате хозяйственной деятельности в форме денежных накоплений. Прибыль отражает конечные результаты торгово-производственного процесса. Ее положительная величина свидетельствует о том, что выручка от реализации, полученная на предприятии, превышает расходы, связанные с его деятельностью.
|
|
Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета и интенсификацию производства. Это означает, что прибыль является одновременно финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов туристского предприятия, которые заинтересованы в получении максимальной прибыли.
Распределительная функция прибыли заключается в том, что она является источником формирования бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней. Прибыль формирует бюджеты в виде налогов и отчислений и удовлетворяет интересы государства, предприятия, собственника, работника.
В зависимости от методов исчисления рассчитываются следующие показатели прибыли:
· балансовая (валовая);
· от реализации продукции (работ, услуг);
· чистая.
Прибыль балансовая (валовая) — это финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества хозяйствующих субъектов, а также доходов от внереализационных операций за вычетом убытков от различных хозяйственных операций.
Внереализационные доходы включают:
· дивиденды и проценты по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию (фирме);
· поступления от сдачи имущества в аренду;
· доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
· прибыль, выявленная в отчетном году от операций прошлых лет;
· прочие доходы, не связанные с производством и реализацией продукта.
|
|
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как разность между выручкой от реализации и затратами на производство, включаемых в себестоимость. Поэтому для каждого хозяйствующего субъекта важной задачей является получение большей прибыли при наименьших затратах.
В состав затрат туристских предприятий на производство, продвижение и реализацию туристского продукта рекомендуется включать затраты на предоставление туристам следующих услуг:
· размещение, проживание и питание;
· транспортное обслуживание;
· экскурсионное обслуживание;
· медицинское обслуживание, включая профилактику заболеваний;
· оформление турпоездок, включая визовое обслуживание;
· ведение культурно-просветительской, культурно-развлекательной и спортивной деятельности;
· обязательное страхование в период осуществления поездки;
· обслуживание сопровождающими и гидами-переводчиками.
Наряду с этим в состав затрат на производство, продвижение и реализацию туристских продуктов включаются специфические отраслевые затраты, связанные с:
· необходимостью стандартизации туристского продукта;
· освоением туров (включая затраты на стажировку по иностранному языку работников в странах, с которыми у предприятия налажено деловое сотрудничество и контакты);
· оплатой расходов сторонних организаций по подбору работников;
· представительскими расходами по приему и обслуживанию представителей других организаций вне места, нахождения предприятия, занимающегося туристской деятельностью.
В состав себестоимости туристского продукта включаются также затраты, возникающие по невостребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и другими нераздельными комплектами (фрахтование транспортных средств у перевозчика или иного организатора чартерных программ, размещение и проживание в гостиницах и т. д.).
Чистая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой платежей в бюджет. Предприятие распределяет и использует прибыль самостоятельно.
Механизм формирования прибыли туристского предприятия показан на рис. 1.
Рис. 1. Механизм формирования прибыли туристского предприятия
В условиях рыночной экономики значение прибыли повышается. Предприятия акционерной, арендной, частной или другой организационно-правовой формы, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Основными путями увеличения прибыли являются:
· увеличение объема продаж туристского продукта;
· расширение номенклатуры туристского продукта и дополнительных услуг;
· улучшение качества обслуживания потребителей;
· снижение себестоимости туристского продукта по элементам затрат;
· расширение рынка продаж;
· совершенствование управления предприятием в условиях конкуренции;
· продажа излишнего имущества, сдача в аренду и др.
Показатели прибыли выражают абсолютный эффект деятельности предприятия. Однако абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности предприятия.
Поэтому для оценки эффективности работы предприятия используется показатель рентабельности.