Задания для самостоятельной работы. 1. Выберите любую тему и тип речи, подготовьте и произнесите речь (5-10 мин.)

1. Выберите любую тему и тип речи, подготовьте и произнесите речь (5-10 мин.). Стремитесь апробировать приемы подготовки к выступлению и выбрать те, которые подходят вам лично, чтобы речь получилась свободная, без сбоев, уверенная, эффектная.

2. Подготовьте выразительное чтение стихов или прозы. Проанализируйте свою декламацию с точки зрения темпа речи, ее громкости – силы голоса, тембра, ритмомелодики, интонаций, пауз, ударений.

3. Составьте небольшие тексты для показа противоположных интонаций: радостная – грустная; патетическая – ироническая, серьезная – шутливая.

4. Разыграйте в аудитории небольшие пантомимы:

а) «мини-сцены», иллюстрирующие движением разные темы, например, ловлю рыбы на удочку; ожидание приятеля на остановке и встреча с ним; попадание под дождь и т. д.;

б) один из присутствующих показывает перед другими, в каком настроении или состоянии находится, другие определяют это; попробуйте выразить эмоции гнева, презрения, сочувствия, удивления.

Выполняя упражнения, не бойтесь показаться «слишком» выразительным. Чем отчетливей и ярче исполнение, тем лучше. Такие упражнения развивают свободу поведения перед публикой, учат снимать зажатость, напряженность, пользоваться выразительными движениями лица и тела.

5. Освобождение от мышечных зажимов. Чтобы научиться избавляться от напряженности мышц, нужно следовать принципу: запомните ощущение, которое связано с расслаблением. Для этого потренируйтесь: сначала напрягите мышцы, потом постепенно расслабьте. Научитесь воспроизводить состояние расслабления для лицевых, шейных и плечевых мышц, мышц кистей рук.

Эти упражнения требуют сосредоточенности, поэтому лучше тренироваться в одиночестве. Выполните упражнение: а) в позе стоя (у стола, посреди комнаты); представьте себе ситуацию выступления; б) сядьте на стул у стола, приготовьтесь говорить сидя.

Добейтесь в обоих случаях состояния мышечной освобожденности. Запомните самое удобное для себя положение тела, рук.

6. Следите за тем, как выступают другие, обращая внимание на «манеризмы». Пусть каждый знает, как он выглядит со стороны во время речи, от каких бессознательных движений, сопровождающих речь, ему лучше избавиться.

7. Смотря телевизор, обратите внимание, как ораторы используют жесты и мимику. Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языком движений»? Обобщите ваши наблюдения в виде короткого выступления.

8. Заучите мнемоническое стихотворение «Правила чтения». Обращайте внимание на придыхание, шумный набор воздуха. Воздух добирайте во время логических пауз или же в конце строчки:

«Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханья и звуку.

Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.

И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность,

плавность –

Вот что внимательным слухом ищи в упражненьи».

9. Освойте скороговорки для выработки дикционной четкости звуков:

От топота копыт пыль по полю летит.

Пришел Прокоп – кипит укроп. Ушел Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

С вишен галок поп пугая, в саду видел попугая. Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Варю, про Ларину жену.

У Фили пили – Филю же побили.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб – все в сугроб.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместил двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

В четверг, четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких курчавеньких чертеночка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Трижды говорил: король – орел, орел – король; король – орел, орел – король; король – орел, орел – король.

Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Либретто оперы «Риголетто» (3 раза).

Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про поручика, про поручицу, про подпоручика, про подпоручицу, про прапорщика, а про прапорщицу промолчал.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, не перевыскороговоришь, не перескороговоришь всех скороговорок.

10. Составьте риторический эскиз эпидейктической речи – похвалы любви или хвалы деяниям (выберите сами знаменитого человека, историческую фигуру, чья деятельность, по вашему мнению, достойна похвалы в публичной речи). Произнесите речь в аудитории (7-10 мин.).

11. Подготовьте убеждающие речи, выбрав три темы из приведенных ниже или предложив три собственные (7 мин.). Сделайте письменно риторические эскизы к каждой теме. Напишите полностью введение, заключение и переходы; не забудьте письменно же сформулировать общую и конкретную цели речи. Темы: «Можно ли убедить дурака?», «Ученый и бизнесмен: почему во всем мире первый зарабатывает меньше?», «Лучшее изобретение человечества», «Откуда взялись понятия долга, чести, правды?», «Выгодно ли быть хорошим?»

12. Придумайте три темы для агитирующей речи. Подготовьте и произнесите агитирующие речи: а) на 3 мин.; б) на 5-7 мин.; в) на 10 мин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: