Пьедестал для императора

Возьмите любой справочник-путеводитель по Воронежу, и там вы обязательно увидите объяснение, что пьедестал под памятник Петру Первому изготовлен из павловского гранита. Но мало кто знает, где находился этот павловский гранит и как он был доставлен в Воронеж под монумент императора Петра Первого. И мне захотелось рассказать об этом читателям нашей районной газеты.

Около 300 лет назад общественность Воронежа постоянно поднимала вопрос о том, чтобы установили в городе памятник Петру, деятельность которого была тесно связана с Воронежским краем. И когда вопрос о его установке был положительно решен и закончены все подготовительные работы, то общественность города стала искать местный материал для пьедестала императору, чтобы не доставлять его аж из самой Финляндии. И как раз перед этим 20 октября 1857 года в газете «Воронежские губернские ведомости» была напечатана небольшая статья «Гранит в Воронежской губернии», подписанная известным педагогом и исследователем природных богатств Воронежской губернии Николаем Степановичем Тарачковым. В статье он сообщал о том, что в шести верстах от Павловска, на правом берегу Дона, в слободе Новокаменке (то же самое - Буйловка Малороссийская) имеются два массивных выхода гранита размером: один длиной 120 м, шириной 50 м, высотой 13 м. Второй - длиной 80 м, шириной 20 м, высотой 9 м.

3Выход гранита на Дону

Это сообщение заинтересовало воронежских высокопоставленных лиц, и 27 ноября того же года по поручению губернатора Воронежа в Буйловку Малороссийскую для осмотра гранита выехал архитектор Александр Антонович Кюи. Гранит оказался очень красивым: мелкозернистым, красноватого цвета, наподобие финляндского. Но гранитная масса имела очень много трещин и расселин и для монолитного пьедестала под памятник не совсем подходила. Тогда местные жители рассказали академику А. А. Кюи, что в двух или трек верстах вниз по течению Дона, в лесу, в нескольких десятках метров от берега, находится еще одно возвышение гранита.

Оно оказалось более монолитным.

Отом, как проходило выламывание гранитной глыбы пьедестала, рассказал в своей статье кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ВГУ Александр Николаевич Акиньшин в своей статье «Юбилей памятника» (журнал «Подъем» 1985 года, № 10, октябрь): «Одновременно на Дону началась ломка гранитных блоков для пьедестала, работой руководил инженер-подпоручик JI.С. Мысловский. 21 июля 1859 года семь гранитных глыб весом от 150 до 300 пудов каждая были выгружены на Вилковской пристани на Дону, затем доставлены сухим путем в город. Месяц спустя, на специальной речной барке, построенной крестьянином слободы Воронцовки Шевцовым, доставлен монолит весом в полторы тысячи пудов».

Можно представить себе, сколько труда было затрачено, чтобы такую громадину в полторы тысячи пудов (это 24 тонны) с берега реки Дона доставить в Петровский сквер Воронежа, где после длительной шлифовки и гранения пьедестал установили на постоянное место.

В книге В.А. Прохорова «Вся воронежская земля», Воронеж, 1973 год, перечисляются размеры обоих выходов гранита около Малороссийской Буйловки, и тут же приводится ошибочное пояснение: «Из этого гранита сделан пьедестал к памятнику Петру Первому в Воронеже, который был открыт 30 августа 1860 года» (стр. 328).

Нет, не из этого. Сам архитектор А.А. Кюи, осмотрев эти граниты, признал их непригодными - слишком много было в них расселин и трещин. И он поехал на левый берег Дона, к Русской Буйловке осматривать монолит, который ему очень понравился. О том, что пьедестал был изготовлен из гранита, расположенного в Русской Буйловке, а не в Малороссийской, подтверждает в своей статье П.Г. Зеленин, который специально ездил на Дон для изучения гранитных массивов: «В лесу около выхода гранита (Русская Буйловка) находится глубокая вымоина. Длина выхода гранита 80 м, ширина 35, высота 5 м над уровнем озер и протоки (15 тыс. куб), гранит среднезернистый. Отдельные глыбы монолитны. Поэтому он давно обратил на себя внимание. Из него устроен пьедестал памятника Петру Великому в Воронеже. Поверхность обнажения куполовидно-бугристая». (Г.П. Зеленин. «К изучению области гранитного массива на Дону». Труды ВГУ, том 2, вып. 2. 1925 г., стр. 203-224).

Знаменательно то, что к этому историческому событию причастны два наших села: Русская Буйловка, откуда был взят гранитный пьедестал, и село Воронцовка, в которой нашелся народный умелец, построивший для перевозки монолита весом в 24 тонны барку (баржу), и на ней доставили из Русской Буйловки в Воронеж небывалый исторический груз. Выход этих гранитов на Дону с давних пор называли «Буил-камень», и на них будто бы находилось капище (место поклонения) языческому богу Буилу. В настоящее время не сохранилось ни одного «Буил-камня» ни около Буйловки Малороссийской, ни выходов в лесу около Русской Буйловки. В 1871 году во время проведения железной дороги Воронеж-Ростов гранитный камень брали из этих выходов для постройки железнодорожных мостов, а местные жители использовали этот гранит для изготовления мельничных жерновов для ветряных мельниц, которых в одном Павловском уезде было в 1900 году 1 069 штук.

Уже в советское время, по воспоминаниям мастера Василия Петровича Пироженко, укладывали песчаные наши дороги гранитным булыжником, в 1933 году его бригадой была вымощена дорога по проспекту Революции, а чуть позже - улица Ленина и дорога на хлебоприемный пункт. На все это использовали буйловский гранит.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: