Наиболее перспективным направлением развития систем компьютерного обучения является технология искусственного интеллекта (ИИ).
Искусственный интеллект – раздел информатики, занимающийся вопросами имитации мышления человека с помощью компьютера.
Системы, использующие методику ИИ, называют интеллектуальными обучающими системами (ИОС). ИОС реализует адаптивное и двухстороннее взаимодействие, направленное на эффективную передачу знаний.
Под адаптивностью понимается то, что система дает пояснения, подходящие каждому обучаемому, с помощью динамического управления, зависящего от процесса обучения.
Двустороннее взаимодействие – это взаимодействие со смешанной инициативой, при которой обучаемый может задать вопросы или просить систему решить задачу.
Наиболее перспективным путем развития ИОС является путь создания самообучающихся систем, приобретающих знания в диалоге с человеком. Общая архитектура системы совместного обучения человека и компьютера может определяться следующими компонентами:
|
|
ü микромир – особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы. По сути, это развитие подходов компьютерного моделирования;
ü учащийся – человек;
ü учащийся – компьютер;
ü интерфейс между двумя учащимися и микромиром;
ü интерфейс между двумя учащимися.
(более подробно Могилев)
В основе разработки компьютерного “соученика” в центре внимания должно быть соотношение между управлением и коммуникацией.
Другое направление развития систем искусственного интеллекта – распределенные системы, связывающие два и более компьютеров, так, что ученики могут обучаться, сотрудничая или соревнуясь, каждый на своем компьютере. В этом случае возникает некое подобие “классного” обучения, но на совершенно ином уровне. Эксперименты и оценки показывают, что такое обучение оказывается более эффективным и интересным, чем обучение в одиночку.
Недостатком многих существующих ИОС является ориентация на специальные знания в рамках определенного предмета. Более общий подход состоит в развитии интеллектуального окружения (оболочки), из которого затем можно получить много ИОС путем наполнения различным содержанием, как баз знаний.
Система может реализует модель преподавания, основанную на трех режимах:
1) режим вопросов (обучаемый расспрашивает компьютер, с целью получения ответов на задачи и их объяснений);
2) режим исследования (решения задачи совместными усилиями обучаемого с компьютером, обучаемый поставляет требуемую информацию для решения задачи);
|
|
3) режим решения (обучаемый решает задачу самостоятельно, получая минимальную помощь и советы компьютера).
В современных интеллектуальных обучающих системах, в основном, используются знания о качественных (количественных) аспектах процесса обучения. Однако необходимо учитывать и мотивационную сторону обучения (соревновательность, заинтересованность, самоконтроль, уверенность и удовлетворение).
Обучающая система должна
1. определять мотивацнонное состояние обучаемого;
2. реагировать с целью мотивации рассеянных, менее уверенных или недовольных учеников или поддержки уже мотивированных учеников.
Примеры мотивационной тактики:
ü если менее уверенный ученик правильно решает задачу, система может предложить ему подобную задачу для закрепления;
ü внимание рассеянных или неактивных обучаемых может быть привлечено неожиданными эффектами или вводными комментариями;
ü интерес может быть повышен головоломками, вопросами или знакомством с новыми темами.