Сущность нейролингвистического программирования

Нейролингвистичекое программирование (НЛП) представляет собой целостный конгломерат стратегий эффективного разрешения всевозможных внешних и внутренних проблем человеческой жизни. Это может быть названо искусством направленных изменений. Во главу ставится принцип выявления и использования незадействованных ресурсов. Все это базируется на изначальной готовности человека к трансформациям, т.е. на действительном желании изменить свою жизнь к лучшему. Известный психолог Р. Дилтс так обозначил данный подход: “Необходимо хорошо сформулировать цель, ясно осознавая желаемый результат изменений. Необходимо проявлять высокую чувствительность к происходящим изменениям и адекватно соотносить их с намеченным результатом. Наконец, надо проявлять немалую гибкость, творчески изменяя приемы влияния в случае расхождения достигнутых результатов с ранее намеченными” [].

НЛП предоставляет в наше распоряжение технические средства и навыки самосовершенствования личности, кроме того, оно предлагает свой взгляд на систему общечеловеческих ценностей, заставляет поверить в потенциал межличностного общения и в те качественные сдвиги, которые произойдут в каждом из последователей. На другом уровне НЛП служит для самопознания, самооценки и выбора пути. Кроме того, оно дает ключ к пониманию духовной стороны человеческого бытия, которое выходит за рамки нашего личного опыта. Цель НЛП состоит не только в самосовершенствовании, но и в накоплении мудрости и приобретении широты взглядов.

Есть такая научная дисциплина – эпистемологи я, которая занимается систематическим исследованием структур и процессов, лежащих в основе человеческих знаний. Это слово означает в переводе с греческого “то, на чем мы основываем свои рассуждения”. Таким образом, эпистемология представляет собой фундаментальную систему понятий и допущений, на которой человек основывает и генерирует все остальные знания. Она основана на новом направлении в науке, получившем название “структурализм”, которое исходит из того, что знание о мире появляется в сознании не в виде необработанных данных, а в весьма абстрагированной форме, то есть в виде структур. В ходе предшествующего осознанию пошагового преобразования первичных данных в структуры, какая-то часть информации неизбежно теряется, поскольку создание структур есть не что иное, как избирательное разрушение информации. Таким образом, поскольку индивидуальное сознание не получает доступа к полному объему данных о мире, оно не может ни отражать, ни конструировать реальность. Вместо этого реальность предстает перед сознанием в виде структур, полученных путем трансформации первичных данных о мире (см. рис. 2.2).

Рис. 2.2. Согласно структуралистскому подходу,
сознание подобно монтажеру, который взаимодействует
с “первичными данными” и проводит их отбор

НЛП относится к жизни и к субъективному опыту людей как к системным процессам, имеющим собственную структуру. Именно это делает возможным изучение и выявление наиболее успешного опыта того, что мы называем интуицией, талантом, природной одаренностью. Задачей ученых является выявление и описание их первопричин. НЛП позволяет более пристально взглянуть на поведение человека, разглядеть истинные, скрытые движущие мотивы их деятельности и обнаружить структуры мышления, позволившие гениальным людям стать ими. НЛП представляет как механизм, так и язык, при помощи которых мыслительный процесс может быть разложен на элементарные составляющие, которым можно обучить других.

В основе НЛП лежат также когнитивные науки. Разрабатывая модели искусственного интеллекта, ученые продвинулись в понимании того, как устроен самый главный биокомпьютер – человеческий мозг. Поэтому разработки когнитивных наук использовались для понимания того, что представляют собой мыслительные стратегии и как происходит построение когнитивных карт.

В процессе развития НЛП затронуло вопросы, находящиеся в сфере изучения экзистенциальной психологии. Как осознание миссии (высшего предназначения) влияет на всю жизнь человека? Как понимание собственного личностного своеобразия (“Я-концепция”) связано с возможностью самореализации? Какова структура убеждений? Каково различие между поведением и намерением людей? Отвечая на эти вопросы, исследователи-тренеры НЛП создали инструменты, позволяющие изменять иерархию ценностей и структуру убеждений для достижения гармонии с самим собой и окружающим миром.

Как самостоятельная интегративная область знаний НЛП выросло из различных моделей практической психологии, вбирая в себя все самое лучшее с прикладной точки зрения. Поначалу оно было эклектичным, но со временем приобрело мощную методологию, во многом основанную на эпистемологии Грегори Бэйтсона и его теории трансформов, работах по экологии разума, теории коммуникации, а также теории логических типов Бертрана Рассела, которая стала прообразом логических уровней в НЛП. Оно исходит из идеи, что внутренние процессы субъективного опыта отражены в речи и лингвистических структурах.

Кроме того, к научным основам НЛП можно отнести разработки поведенческой психологии, основателем которой является русский ученый И.П. Павлов, особенно его изучение условной рефлекторной деятельности. При этом исследователи НЛП сфокусировали свое внимание не на механизме, а на различии условных и безусловных рефлексов и на изучении внешних стимулов (триггеров), которые запускают данный условный рефлекс. В НЛП эта тема называется “Якорение”. Авторы НЛП использовали некоторые модели, разработанные поведенческими психологами, которые сравнивали наш внутренний опыт с “черным ящиком”. Они достигли понимания того, как информация поступает к нам из внешнего и как она после обработки реализуется во внешнем поведении, коммуникации. Исследователи НЛП попытались заглянуть внутрь этого “черного ящика” и обнаружили мельчайшие составляющие человеческого опыта – субмодальности, позволяющие на микроуровне описывать его структуру. Теория субмодальностей позволила описать разницу в состояниях и предложить пути успешного поддержания нужных состояний и их изменения. На этой основе было предложено микроописание субъективного опыта и объяснены многие феномены и эффекты восприятия.

НЛП можно рассматривать как научную область знаний и как искусство, поскольку оно может быть представлено как на уровне практических инструментов технологии, так и на уровне духовности. Оно основывается на целостном подходе к рассмотрению опыта человека, исходя из концепции единства тела, разума, и духа. Цель НЛП состоит в самосовершенствовании человека и моделировании этого процесса. Роберт Дилтс [5] построил простую, изящную модель мышления о личностных изменениях, обучении и коммуникации, которая собрала вместе идеи контекста, взаимоотношений, уровней обучения и позиций восприятия. С её помощью можно определить наилучшую точку вмешательства, чтобы произвести желаемое изменение, которое может иметь место на различных уровнях, а именно (рис. 2.3):

 
 


Рис. 2.3. Нейрологические уровни

1. Духовность подразумевает ту большую по масштабу систему, частью которой индивид является, а также ее влияние на состояние духа человека. Это самый глубокий уровень, на котором мы рассматриваем и решаем важные метафизические вопросы. Духовный уровень управляет нашей жизнью и формирует её, является фундаментом нашего существования. Любое изменение на этом уровне оказывает сильное воздействие на все остальные уровни.

2. Идентичность планов или стратегий мышления, которые мы используем в своей жизни. Это базисное ощущение самого себя, центральной ценности в жизни, своей миссии.

3. Убеждения и ценности представляют собой различные идеи, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных действий. Они могут быть как побуждающими, так и ограничивающими.

4. Способности направляют поведенческие акты при помощи ментальных “карт”, которые мы используем в своей жизни.

5. Поведение – это особые действия или реакции, производимые индивидом в пределах данного окружения.

6. Окружение определяет внешние возможности либо ограничивающие факторы, на которые индивид должен реагировать.

Изменение на более низком уровне не обязательно вызовет перемены на более высоком уровне. Маловероятно, чтобы изменение окружения поменяло убеждения человека, однако смена последних определенно повлияет на его поведение. Изменение на более высоком уровне будет более глубоким и длительным и всегда повлияет на более низкие уровни. Таким образом, если вы хотите изменить поведение, работайте со способностями и убеждениями. Если утрачена способность, работайте с убеждениями. Убеждения совершают отбор способностей, влияющих на поведение, а оно, в свою очередь, определяет наше окружение. Трудно произвести изменения на уровне идентичности или духовности, не затрагивая убеждений и способностей любого человека. При этом окружение определяет внешние возможности либо ограничивающие факторы, на которые индивид должен реагировать.

Интегрируя и развивая наиболее эффективные модели и технологии, НЛП получило широкое применение в коммуникации, обучении, искусстве, творчестве, терапии, бизнесе и организационном консультировании, т.е. везде, где наиболее интенсивно задействованы ресурсы человеческого мышления и поведения. НЛП не претендует на роль объективной истины. В нем существует несколько основных идей, которые являются весьма полезными, а именно:

• надо знать, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации;

• надо быть внимательным и держать свои чувства открытыми, чтобы заметить, что вы движетесь к результату;

• надо иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока не получите то, чего хотите.

В связи с этим изучение технологий НЛП должно войти как необходимая часть в программы вузовского образования по целому ряду дисциплин и, в первую очередь, в курсы психологии и педагогики.

Курс НЛП даст возможность [13, с. 4]:

• повысить способности к обучению и познанию; при этом вы сможете не только контролировать изменения, но и сами вводить их, научившись верно определять пути достижения ваших личных и рабочих интересов;

• ставить захватывающие цели, которые уже сами по себе являются стимулирующим началом и максимально увеличивают шансы достижения желаемого результата в любой сфере личной или деловой жизни;

• наладить крепкие и эффективные связи и отношения с людьми, которые находятся с вами в ежедневном личном контакте в личной жизни и на работе;

• повысить вашу чувствительность и восприимчивость, что позволит вам различать тончайшие оттенки поведения и состояния людей и увеличит продуктивность вашего общения;

• развить вашу гибкость, благодаря чему вы добьетесь более успешных результатов в любой жизненной ситуации;

• научиться эффективно руководить людьми, создавая атмосферу, способствующую согласованной и продуктивной работе;

• научиться управлять собственными мыслями и чувствами, что даст возможность вам контролировать свои эмоции и стать творцом собственной судьбы;

• проникнуть в собственное подсознание, что будет способствовать максимальному использованию внутренних творческих ресурсов.

Цель образования – развивать умственные способности человека таким образом, чтобы он смог осуществить все свои цели в жизни. Это позволит человеку раскрыть полный потенциал своего тела, ума, духа, а также использовать свои личные качества, окружение и обстоятельства так, чтобы он мог осуществить максимум в жизни для самого себя и для других. Известно, что никакая система образования не может обеспечить решение указанных задач без глубоко осознанной самим человеком необходимости, без его установки на их решение и психологической готовности к большим дополнительным усилиям и целеустремленности. Однако масштаб этих задач, их судьбоносное значение для человека стоят любых усилий и энергии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: