Лидерские качества

КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ЛИДЕР?

Ø уметь управлять собой;

Ø осознавать цель своей деятельности;

Ø уметь решать возникшие проблемы;

Ø творческим подходом;

Ø уметь влиять на окружающих;

Ø знать правила организаторской работы;

Ø обладать организаторскими способностями;

Ø уметь работать с группой людей.

СОВЕТЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ САМИМ СФОРМИРОВАТЬ У СЕБЯ

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА

Предположим, ты еще недостаточно умеешь управлять собой, тогда прими на вооружение несколько советов:

Ø Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: «Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?

Ø Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать своя чувства.

Ø Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.

Ø Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи - это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть.

Ø Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность.

Чтобы научиться осознавать цели своей деятельности, постарайся ответить на вопросы:

Ø Действительно ли твои цели важны для тебя?

Ø Реальны ли твои цели?

Ø Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?

Ø Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?

Ø Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?

Чтобы развить умение быстро и эффективно решать возникающие проблемы, постарайся найти ответы на следующие вопросы:

Ø Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?

Ø Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?

Ø Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?

Ø Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?

Ø Поддерживают ли мои решения мои товарищи?

Чтобы развить способность творчески подходить к решению проблем, ответь на следующие вопросы:

Ø Ценю ли я творческий подход в других людях?

Ø Готов ли я к неопределенности?

Ø Верю ли я в свои творческие способности?

Ø Могу ли я порвать с традициями?

Ø Испытываю ли я потребность в переменах?

Если затруднено влияние на окружающих, то используй следующие ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:

Ø Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.

Ø Увяжи для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.

Ø «Наведи» мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.

Ø Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.

Ø Раскрой свои мысли и чувства.

Ø Будь готов подбодрить другого человека.

Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности, то обратись к правилам организаторской работы:

Ø Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:

- выдели в задаче главное и второстепенное;

- выясни время выполнения задачи;

- уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;

- определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения;

- повтори задание.

Ø Подготовься к выполнению задания:

- изучи опыт других, посоветуйся;

- сделай предварительную расстановку людей;

- исходя из реальных возможностей, составь план.

Ø Подготовь к выполнению задания своих товарищей:

- обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;

- учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.

Ø Расставь людей, учитывая их возможности:

- распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений;

-за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;

- каждый должен знать свои права и обязанности.

Ø Согласовывай свои действия:

- постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников - младших организаторов;

- поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию о всех изменениях в задании;

- интересуйся опытом других выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.

Ø Обучай и инструктируй своих помощников:

- подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы;

- указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай - помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их;

- подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов.

Ø Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:

- привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;

- осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;

- давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных;

- старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.

Ø Будь внимателен в период завершения работы:

- требуй отчета о работе от своих помощников;

- при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь;

- организуй сдачу неиспользованных материальных средств.

Ø Экономно расходуй свое время и силы:

- осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников;

- решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники;

- оказывай помощь в работе на самом трудном участке.

Ø Итоговый анализ - залог успешной работы в дальнейшем:

- анализируй работу со своими помощниками и со всеми ee участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;

- давай оценку работы на основе конкретных результатов;

- старайся поощрить, отметить работу своих помощников.

Если недостаточно развиты организаторские способности, то старайся их развивать, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов:

Ø Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?

Ø Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?

Ø Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?

Ø Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?

Ø Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.

Ø Плох тот лидер, который все делает или пытается сделать своими собственными руками. Величайшее искусство лидера состоит в том, чтобы окружающие, выполняя его задания, делали это как бы по своей инициативе, и, может быть, даже в убеждении, что они сами, а не лидер, нашли выход из положения.

Ø При распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться;

Ø Всякая, даже элементарно краткая инструкция лидера должна содержать три основных момента: 1) Что именно должно быть выполнено; 2) В какой срок; 3) На ком лежит ответственность за выполнение задания. Время неиспользованное – время, погибшее безвозвратно.

Ø Чаще обращайся за помощью и с просьбами к знатокам, в организации различных дел: от этого и делу польза и ребятам приятно - их способности замечены и не лежат мертвым грузом;

Ø Имей в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.

Если вы обнаружили, что у вас недостаточно хорошо налажена работа с группой, то прислушайтесь к следующим советам:

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы. Выделяют такие стили:

I. РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ. Призывающий, настаивающий, жестоко требующий. Эффективен в только еще складывающихся коллективах.

II. ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ. Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.

III. СНУЮЩИЙ ЧЕЛНОК. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.

IV. ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ. Соглашающийся, уступчивый, невмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.

Возможно вы найдете полезными для себя советы по этому поводу английских ученых М.Вудсона и Д.Френсиса:

Ø Установите ясные цели. Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо прийти.

Ø Начинайте с малого. «Большой дуб вырастает из маленького желудя». Успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.

Ø Прежде чем действовать, добейтесь согласия. Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.

Ø Составьте реальный график. «Москва не сразу строилась». Научиться - означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.

Ø Советуйтесь часто и искренне. Люди могут сказать много ценного. Когда Вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться - это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность создать коллектив.

Ø Свяжите создание коллектива с организационной работой. Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объема дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.

Ø Смело встречайте «политические» проблемы. Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если Вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.

Ø Поощряйте открытость и искренность. С глубоко укоренившимися предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.

Ø Не вызывайте ложных надежд. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют Вас.

Ø Если нужно, перестройте свою работу. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объем работы.

Ø Помните, что неизвестное пугает больше, чем известное. Помните, что развитие в основном саморегулируется. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете мы сами отвечаем за свое развитие.

Ø Помните, что «вы можете загнать лошадь в воду, но не можете заставить ее пить». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.

Ø Помните о тех, кто вне игры. Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть участниками.

Ø Помните, что создание коллектива может вызвать другие проблемы. Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.

Ø При создании коллектива используйте и возможности. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт. Делегирование (передача) полномочий обычно означает развитие.

Ø Принимайте помощь извне, если это необходимо. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны свой взгляд на проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется беспристрастным.

Ø Учитесь на ошибках. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь - это самое ценное, что вам могут дать товарищи.

Ø Д елайте то, о чем говорите. Дела говорят сами за себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: