На непреднамеренное и преднамеренное
Непреднамеренное может быть вызвано особенностями окружающих предметов (яркостью, необычностью) В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели, в нем отсутствует волевая активность.
В преднамеренном восприятии обязательно лежит соответствующая цель (водитель воспринимает все, что происходит на дороге, ученик воспринимает учебный материал).
Свойствами восприятия являются:
- предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру.
- целостность Восприятие есть целостный образ предмета.
- структурность – воспринимая предмет, мы воспринимает его в целом и по частям, выделяя связи и отношения между частями.
-константность – этоотносительная независимость восприятия свойств предмета от условий в которых восприятие происходит. Например, с самолета мы видим находящиеся внизу домики резко уменьшенными, а луна нам кажется величиной с тарелку.
- осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением и пониманием сущности предмета. Видя незнакомый предмет, мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомым нам объектом.
- избирательность. Из огромного числа многообразных воздействий мы с большей отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые.
- апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия.
- иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств как бы обманывают нас.
Примеры: полоска на костюме, рука в холодной воде, а потом в теплой.
Вопрос 37. Раскрыть основные направления развития восприятия и особенности усвоения сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста