Правовая семья – это совокупность правовых систем, выделенных на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Различают следующие основные правовые семьи: романо-германская, англо-саксонская (семья общего права), религиозная (мусульманская, индусская), традиционная.
1. Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и других стран. В качестве самостоятельной группы в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (например, Болгарии). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.
П ризнаками романо-германской правовой семьи являются:
а) единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
б) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;
|
|
в) правоприменитель (судья, административные органы) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
г) имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
д) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
е) деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
ж) правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
з) на первом месте находятся не обязанности, а права человека
и гражданина.
2. Англо-саксонская правовая семья(семья общего права) включает национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран.
Признаками англо-саксонской правовой семьи являются:
а) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
б) юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;
в) ведущая роль в формировании права (в правотворчестве) отводится судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов;
г) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;
д) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
е) статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.
|
|
3. Семья религиозного права. К данной правой семье относятся правовые системы мусульманских стран, например, Ирака, Ирана, Пакистана, Судана, а также индусское право общин Индии, Малайзии, Мьянмы (Бирмы), Сингапура и других государств.
Признаками религиозной правовой семьи являются:
а) главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
б) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману, действующих в отношении индуистов;
в) весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
г) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;
д) отсутствует деление права на частное и публичное;
е) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
ж) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;
з) эта правовая семья во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).
4. Семья традиционного права. К данной семье относятсяправовые системы Мадагаскара, многих стран Африки и Дальнего Востока.
Признаками традиционной правовой семьи являются:
а) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
б) обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифологических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
в) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
г) нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;
д) судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;
е) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
ж) юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ.