Примеры высказываний (В) и ответов по этой технике (О)

Психология (10 и 11 апреля 2015 г.)

Группа Пятница-суббота. Тренер: Гоша Голышев.

Так же использованы материалы сети Интернет.

Цели тренинга:

1) Улучшить собственные коммутативные навыки;

2) Узнать, как строить отношения с детьми в лагере.

Часть первая. Техники общения.

1. Контакт с ребенком. Ситуация: ребенок подходит к нам, что-то говорит, может быть жалуется, выражает недовольство, а может быть, наоборот, радуется. Так или иначе, он хочет что-то нам сказать. Здесь нас уже преследует соблазн предложить ребенку решение его проблемы или дать свою оценку. Не нужно с этим спешить. Важно понять его мысли, желания. Как это сделать? Для этого существует техника

Обобщение + Предположение чувств собеседника

(обобщение речи («наверное, ты чувствуешь обиду…»)

собеседника своими словами)

Для чего это нужно? Часто ребенок говорит что-то на своем языке, пытается передать свои переживания. Важно выслушать его и сразу же начать работать по этой технике, для того, чтобы:

А) Самому убедиться в том, что мы правильно понимаем ребенка;

Б) Ребенок сам убедился в том, что его услышали и поняли;

В) Расположить ребенка к дальнейшей беседе (проявить эмпатию). После этого ребенок подтверждает или опровергает наши предположения относительно его чувств.

Эта техника помогает избежать наших суетливых действий относительно ребенка. Это – этап диагностики. При этом не нужно оправдываться в своих предположениях.

Примеры высказываний (В) и ответов по этой технике (О).

1) В.: «Это нечестно! Сегодня была очередь Светы убирать комнаты! Я должна все делать вместо нее только потому, что она ходит в баскетбольную команду?!»

О.: «Правильно ли я понял, что тебе приходится делать больше работы, Чем другие? Ты возмущена и чувствуешь несправедливое к себе отношение?». Можно так же спросить «Ты злишься из-за несправедливости?».

2) В.: «У меня нет ни малейшего представления, как мне все успевать на работе. Мой начальник ждет, что я буду делать в два раза больше работы, чем раньше».

О.: «Ты устаешь на работе, ты думаешь, что начальник хочет от тебя невозможного, поэтому ты испытываешь неудобство, дискомфорт».

3) В.: «Мне очень не понравилось, как выглядел Ваня: она так похудел, весь бледный… Может, ему нужно снова сходить к врачу и обследоваться?».

О.: «Тебе не нравится, как выглядит Ваня, ты беспокоишься за него».

4) В.: «Угадай, что?! Тренер повесил списки! Я в команде!».

О.: «Ты очень хотела попасть в команду, ты очень рада тому, что тебе это удалось, ты довольна собой!».

5) В.: «Я не хочу ехать на экскурсию, на которую едет весь отряд! Мне там нечего делать! Лучше я пойду на море!»

О.: «Тебе не нравится место, в которое едет отряд, ты недовольна, раздражена».

Самая стандартная реакция на такую ситуацию: «Мы - отряд, держимся вместе! Сколько можно ныть?!» - то есть, сразу же предлагать решение проблемы. Это некорректная реакция. Важно перед этим понять ситуацию. Нужно понять, что надо делать перед тем, как это будет сделано.

Исключение могут составить экстренные случаи, например: «А-а-а-а-а!!! Кровь из вены хлещет!». Разумеется, в этом случае не надо отвечать по принципу «Мне кажется, что ты расстроена появлением раны…». Но перед действиями надо уточнить «где хлещет?!».

6) В.: «У Максима в пятницу вечеринка, но я думаю, что он меня не позовет. Он уже позвал Антона и Костю, он больше дружит с ними…».

О.: «Как я понял, у Максима вечеринка в пятницу, он многих позвал, но тебя – нет. Ты грустишь и расстраиваешься из-за того, что тебе хочется туда попасть».

Очень распространенная ошибка «Не переживай, (вдруг) он тебя позовет!». Так можно обесценить чувства ребенка. Очень часто бывает, что ребенку хочется немного погрустить.

При диалоге оптимально придерживаться такого алгоритма:

1) Понять собеседника;

2) Быть понятым.

Если дети ведут себя не так, как бы нам хотелось, например, они грустят или проявляют недовольство, то нужно задуматься о том, что мы делаем «не так», если дети «ТАК» себя ведут. Зададим себе вопрос: «Что я делаю ТАКОГО, что мои слушатели такие кислые?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: