Выготский считал, что существуют кризисные периоды, которые чередуются со стабильными.
Кризисные периоды выполняют роль переломных пунктов развития, в развитии, знаменуя умирание старого и рождение нового.
Кризисы проявляются в негативных симптомах, фактах плохого воспитания, временного снижения трудоспособности.
В дош. период выделяют кризисы 3х и 7 лет.
Признаки кризиса:
1.новообразования,
2.смена характера отношений со взрослыми,
3.превращения в сфере Сознания и Деятельности.
Новообразования это псих. И соц. изменения, которые впервые возникают в данном возрастном периоде и которые определяют весь ход развития ребёнка в данный период.
Кризис 3х лет: - ребёнок выделяет себя из людского окружения, осознаёт свои возможности; - формируется новое отношение к взрослым, сравнение себя с ними; - употребление местоимения Я.
Характерные симптомы в поведении:
1)негативизм, отказ подчиняться;
2)упрямство, настаивание на своём;
3)строптивость (протест против заведённого порядка и образа жизни);
|
|
4)своеволие, стремление к эмансипации от взрослого;
5)протест, бунт, частые ссоры с родителями;
6)обесценивание(всё от игрушек до родителей);
7)стремление к деспотизму;
Вывод – кризис 3го года – это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего формы опёки, сложившиеся в раннем возрасте.
Кризис 7 лет. Основные новообразования:
- начало произвольного поведения за счёт произвольности познавательных процессов,
- децентрация(отдельность личности), самооценка, самосознание,
- переход с игровой деятельности на учебно-познавательную.
Симптомы кризиса:
- потеря непосредственности, когда ребёнка приобщают к определённым нормам поведения,
- манерничанье,
- симптом «горькой конфеты»- когда ребёнку плохо он старается это скрыть.
Кризис 7 лет это смена соц. роли в обществе, ребёнок занимает новую позицию школьника.