В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно происходить речевое общение. Одна из обязательных составляющих частей культуры – идеал речевого поведения, или риторический идеал — образ прекрасной речи. Этот образ существует в сознании любого носителя той или иной культуры.
Например, в культуре античной Греции существовали два риторических идеала:
· идеал речи по Сократу,
· идеал софистов.
Идеал речи по Сократу предполагал, что качества хорошей речи – это ее:
· истинность,
· нравственность (т.е. польза для общего блага, а не для личного),
· строгая упорядоченность (в смысловом и формальном отношении).
Идеал софистов был иным. Первым требованием к прекрасной речи была ее «подчиняющая», манипулирующая[1] сила. Вторым – формальная, словесная красота и изящество. Третьим – логическая изощренность и формально-логическая правильность. Кроме того, публичная речь для софистов – это возможность самовыражения и способ самоутверждения.
Задание 1. Расскажите о том, что такое риторический идеал. В свой рассказ включите ответы на следующие вопросы:
· Как соотносятся понятия «культура» и «риторический идеал»?
· Что собой представлял античный идеал речи по Сократу?
· Каковы были требования к прекрасной речи у софистов?
· Считаете ли вы, что два вышеназванных идеала абсолютно противоположны друг другу?
· Как вы думаете, существует только два риторических идеала или их на самом деле больше?
Задание 2. Прочитайте текст из рубрики «Наша хрестоматия» и ответьте на вопросы:
· Что такое риторический идеал, по определению Анны Константиновны Михальской?
· Что собой представлял древнерусский идеал речевого поведения?
· Какие из характеристик идеальной речи оратора Древней Руси вам представляются актуальными и сегодня?
Наша хрестоматия
А.К. Михальская