1. Лениным были заложены основы принципы печати, он определил задачу прессы - быть коллективным организатором, то есть редакция должна опираться на сеть агентов, внештатников. Принципы - партийность, идейность и классовость. Вся советская журналистика исповедовала идеологию КПСС.
Принципы формирования изданий – социальный (классовый), национальный (укрепляться в республики, на национальных языках, учат всех делать газеты), территориальный (центральный-местный)
1. 1917 - 1921 годы. Общее положение. Период гражданской войны, большевики были заинтересованы в прессе, нужны издания, так как почти все закрыли при революции. Издания нужны были для того, чтобы объяснять преимущества строя, завоевывать доверие. Появлялись официальные – у каждого органа власти свой орган печати, который транслирует идеи и интересы. Военный коммунизм, борьба за власть. Журналистика оружие в борьбе за власть.
Ленин понял до революции, что пресса – один из элементов революции. «Правда» – главная газета партии, а «Известия» – правительства.
|
|
2. 1921 - 1929 гг. НЭП. Война закончилась, в стране упадок, поэтому они чуть отступают от коммунизма, возвращается рынок, деньги. Соответственно рынок СМИ тоже оживает. Появляются частные издания. Доминирует классовый и территориальный принцип: у каждой группы людей – свои издания, и к тому же федеральные, региональные, местные
То есть «Правда» – газета партии, но в каждой области должна быть «Правда» в миниатюре, региональная.
И газеты для каждого направления
«Крестьянская газета» – для крестьян.
«Рабочая газета» - для рабочих, «Красная звезда» - для армии.
Так как немного отступили от коммунизма, возрождается реклама, раньше была запрещена. Издания на правах коммерческих предприятий. Независимая печать.
3) 30-е годы. Построение социалистического государства. Журналистика пятилеток, индустриализации и коллективизации.
Коллективизация* - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР.
Индустриализация* - процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике.
Как раз идет полное освещение этих событий в стране. Вся пресса направлена на определенные задачи, о частной прессе не может быть и речи.
Появляется еще одна задача прессы - журналистика должна помогать выявлять врагов народа, освещать судебные процессы. На первый план выходит национальный принцип – в республиках выпускали на своих языках, учили работать в типографии, как писать, как выпускать.
|
|
Появляется радио как самостоятельное СМИ в конце двадцатых. В 1931 образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, до этого у государства была только доля в акционерном обществе.
Газеты этого периода: «Правда», «Известия», «Труд», «Гудок» и др.
Журналы: Горьковские журналы «Наши достижения» и др.[К5]
4) 40-е годы. Война, закрытие специализированных изданий, переход на военный режим - фронтовые газеты, тут все ясно. Гражданскую печать сокращают, увеличивают военные.
Газеты: «Красная звезда», «Красная Армия» и др.[К6]
Известные военные журналисты: К.Симонов, Н. Тихонов[К7]
5) Послевоенный период (до 1953) Восстановление гражданской журналистики. Восстановление молодежной и региональной прессы. В 1945 г. создана газета «Советская молодежь». Воссоздание в 1957 году Союза журналистов СССР.
6) 50-60е. Оттепель в СССР. Меняется характер подачи информации. Качественные изменения. Меняется направленность изданий, увеличивается публицистичность изданий.
Если в 30е годы интересует не человек, а выполнение норм, уголь. «Счастье человека – добытые тонны угля», то теперь другие материалы, обращенные к человеку. Набирает популярность журналы «Новый мир» (Симонов, Твардовский).
Появляется Алексей Аджубей. [К8] Возглавлял «Комсомольскую правду», а потом «Известия». Он сформировал новые походы, с опорой на зарубежный опыт - информирование, фотографии.
Развитие ТВ. Резкий рывок. Но не очень много приемников было, два канала, плюс существовали другие – например, Ленинградское ТВ, третий канал – культурный.
7) 70-80е годы. Консервирование, при Брежневе застой, ничего не меняется. Течение жизни, производство. Никаких новых подходов – собственно, как и во всей жизни. С одной стороны, ничего нового, с другой – никаких плохих тенденций. Качественно не растет – застой в журналистике. Растут только тиражи у советских изданий.
8) Перестройка гласность, возросшее доверие к журналистике, журналисты об этом пишут, выборы показывают. Увеличиваются тиражи.
Перестройка* — общее название реформ и новой идеологии советского руководства, используемое для обозначения больших перемен в экономической и политической структуре СССР.
Журналы: «Огонек», «Новый мир», «Знамя», «Родина», «Семья», «Наше наследие», «Диалог» и др.[К9]
Газеты: создана ежедневная газета «Рабочая трибуна».
Деятельность ИА: Кроме ТАСС и АПН-ИАН, возникают «Интерфакс», «СибИА». Первое независимое – «Постфактум».
ПЛЮС ТВ И РАДИО!!!(Подробнее)