Экономическое и социально-политическое развитие Афганистана. Возникновение «младоафганского» движения

В начале XX в. Афганистан оставался слабораз­витой изолированной от внешнего мира страной с почти поголовно неграмотным населением, около одной трети которого составляли кочевники и по­лукочевники. Власть эмира не была ограничена ка­кими-либо законодательствами.

Субсидии английского правительства и по­ступления, связанные с внешней торговлей, в которой первое место занимала британская Индия, составляли большую часть денежных доходов афганской казны. Насильственная изоляция от других стран и тяжкий груз средневековья препятствовали хозяйственному и культурному развитию страны и приобщению ее населения к со­временной науке и технике. Железные дороги в Афганистане не стро­ились, грузы перевозились главным образом на вьючных животных.

На проходящей по территории Афганистана части торгового пути между Кабулом и Пешаваром для перевозки казенных грузов, в особен­ности таких тяжелых, как машинное оборудование, использовались сло­ны. К началу Первой мировой войны у эмира было 50 слонов. Пытаясь применить автотранспорт, правительство купило первые 15 грузовых автомашин. Однако вследствие непригодности для автомобильного дви­жения дорог использовать грузовики для дальних перевозок не удалось.

За исключением оставшихся со времен Абдурахмана кабульского военного арсенала («машин-ханэ») и нескольких других мелких ка­зенных предприятий фабрично-заводской промышленности страны не существовало. В годы правления Хабибуллы число казенных пред­приятий увеличилось всего на несколько единиц, причем строитель­ство их осуществлялось с большими трудностями.

Требованиями жизни были вызваны попытки верхушечной европе­изации афганского государства. Однако они в основном не выходили за рамки внешней европеизации этикета эмирского двора. Новшества в придворном обиходе и закупки заморских новинок типа европейской одежды, авторучек, пишущих машинок, легковых автомобилей входили в быт лишь самого узкого круга приближенных Хабибуллы. Большое значение имела организация государственного гражданского учебно­го заведения «Хабибийя» (1903 г.) и офицерского училища, поло­живших начало созданию новой афганской интеллигенции. Полу­чив элементы современного образования, эта интеллигенция сыграла немалую роль в развитии культуры и в распространении но­вых идей в стране. Правда, приверженцы этих идей в замкнутой и сла­боразвитой стране были немногочисленны, но они оставили замет­ный след в ее истории. В марте 1909 г. власти бросили в тюрьму организатора и директора училища «Хабибийя» доктора Абдул Гани, участвовавшего в деятельности небольшой группы интеллигенции, вы­ступившей за конституцию и реформы. Были репрессированы не толь­ко участники этой группы, многочисленные аресты обвиненных в ре­форматорском заговоре были произведены в Кабуле и в других городах.

С этими событиями связывается начало движения в пользу кон­ституционных реформ в Афганистане. В дальнейшем это движение, известное в русской литературе под названием «младоафганское», развивалось, но круг его сторонников ограничивался в основном не­многочисленными образованными людьми из афганской знати, пред­ставителями новой афганской интеллигенции, купечества. Идейным главою младоафганцев был Махмуд-бек Тарзи — известный просве­титель, принадлежавший к образованной верхушке аристократии.

Младоафганцы этого круга не опирались на массы, хотя ставили целью завоевание независимости. Они ратовали за более решитель­ную европеизацию афганского государства, надеясь на превращение его в конституционную монархию. Младоафганцы призывали к ре­формам, способным покончить с такими остатками средневековья, как условное землевладение, натуральные налоги, привилегии пле­мен, внутренние таможни и т.п. Проведение «сверху» реформ, на­правленных на уничтожение средневековых институтов и пережитков, отвечало прежде всего интересам купечества и связанных с торговым землевладением помещиков. Объективно их интересы и выражали младоафганцы, возлагавшие свои надежды на молодого принца Ама-нуллу-хана, третьего сына эмира Хабибуллы.

Новые веяния, поддержанные младоафганцам, вызвали консоли­дацию консервативных кругов. Наиболее реакционные силы груп­пировались вокруг Насруллы, брата царствовавшего эмира. Насрулла был главою имевшего огромный авторитет в стране мусульманского богословия, пользовался религиозным и полити­ческим влиянием среди крупных землевладельцев и ханов племен. Эти социальные слои были противниками всяких новшеств и отрицательно относились даже к чисто внешней европеизации некоторых сторон дворцовой жизни. Эта группировка известна в русской литературе под названием «староафганцев». Политических партий в Афганистане не было. Староафганцы представляли собой прежде всего придворную группировку, соперничающую за влияние на эмира с младоафганцами.

Староафганцы до начала Первой мировой войны в общем скло­нялись к тому, чтобы примириться с английским контролем над внеш­ней политикой Афганистана, — изоляция от внешнего мира устраивала наиболее реакционные элементы господствовавшего клас­са. Но и в этой среде находились недовольные все большим подчине­нием эмира Хабибуллы в последние годы его правления английскому влиянию. Они пытались противопоставить британскому диктату сближение с Германией и Турцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: