Социально-экономическая структура Саудовской Аравии

Создание централизованного государства обеспе­чило жителям страны безопасность, прекратило феодально-племенные междоусобицы. Однако уси­ливалась налоговая эксплуатация, гнет знати и растущего бюрократического аппарата, а племен­ные свободы кочевников постепенно сменялись диктатом феодального государства.

В Саудовской Аравии не было даже зародыша капиталистических отношений, и государство сложилось на феодально-племенной осно­ве в средневековом, по сути, обществе. Его хозяйственной основой, как и в прежние времена, оставалось скотоводство в сочетании с оазис­ным земледелием.

Доходы государственной казны зависели от регулярного поступ­ления налогов, главным из которых был закат (традиционный му­сульманский налог, взимавшийся с дееспособных лиц соответственно ввиду их хозяйственной деятельности и доходов). Минимальное ко­личество верблюдов, облагавшихся налогом, было равно пяти, ми­нимальное количество овец — сорока, минимальное количество крупного рогатого скота — тридцати. Закат на орошаемые земли ус­танавливался в размере 5% урожая, а на бочарные — 10%. С серебра взимали налог в размере 2,5% его стоимости, с золота — 5%. Налог на торговый капитал и на его прирост составлял 2,5%.

С завоеванием Хиджаза был введен новый налог — на паломни­ков, приносивший большие доходы. Но о том, насколько бедно было государство, свидетельствовала цифра 1,5 млн фунтов стерлингов — общий доход от налогов в 1927 г.

Главной статьей государственных расходов была регулярная ар­мия, которая стала создаваться после разгрома ихванского движе­ния при помощи иностранных инструкторов. Из этих же фондов вып­лачивали пособия вдовам и сиротам погибших воинов, выдавали средства раненым и больным. Из государственной казны шли деньги на реформы не только в военной, но и в гражданской области: фор­мирование нового чиновничьего аппарата, основание первых госу­дарственных и частных школ (впрочем все равно контролировав­шихся улемами), создание типографий и издание нескольких газет, печатавшихся ограниченным тиражом.

В столице Эр-Рияде за счет короля жила целая армия бедняков. Дваж­ды в день от тысячи до двух тысяч (а иногда до 10 тыс.) человек полу­чали пищу на королевской кухне. Как и во времена первых Саудидов, монарх с помощью гостеприимства централизованным путем перерас­пределял доходы среди знати. Еда и небольшие подарки для бедняков выполняли функцию амортизатора между властью и бедняками, под­держивая репутацию короля как щедрого и гостеприимного владыки.

Реформы Абдель Азиза, его стремление согласовать государствен­ное устройство с ваххабитскими идеалами первых веков ислама со­ответствовали уровню общественного развития королевства, опоздав на несколько столетий. Однако Саудовской Аравии было суждено испытать мощное внешнее воздействие. Там были обнаружены круп­нейшие в мире запасы нефти, а фантастические доходы от ее прода­жи изменили облик государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: