На лекционных, практических, семинарских занятиях, на вузовских научных конференциях основным видом публичной речи является информационная речь. К жанрам информационной речи относятся лекция, инструкция, объявление, доклад, сообщение. Жанры информационной речи, востребованные в учебной практике студентов, — доклад и сообщение.
Доклад — информационная речь, раскрывающая научную или общественно-политическую проблему. Длительность доклада — от 20 до 90 минут.
Сообщение — информационная речь по отдельному, частному вопросу. Часто сообщение дополняет основной доклад. Длительность сообщения — от 5 до 10 минут.
Помните! · Продолжительность доклада или сообщения, то есть регламент оговаривается заранее. · Нарушать регламент нельзя. |
Задание 1. Перечислите учебные предметы, которые вы изучаете в вузе. Назовите свой любимый предмет. Как вы считаете, влияет ли лекторское мастерство преподавателя на популярность предмета? Что вы цените в лекторе больше всего?
Задание 2. Познакомьтесь со списком тем для выступлений. По одной из тем напишите реферат (объем 5 страниц, формат страницы А4, шрифт 14, межстрочный интервал 1,5 все поля 2,5).
|
|
Темы для выступлений
на учебной студенческой конференции
Тема | ФИО |
1. Оратор и аудитория | |
1.1. Типы ораторов | |
1.2. Внешность оратора | |
1.3. Психологические проблемы взаимодействия оратора и аудитории | |
1.4. Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления | |
1.5. Тренировка памяти | |
2. Неязыковые средства выразительности в речи оратора | |
2.1. Психология мимики оратора | |
2.2. Язык жестов оратора | |
2.3. Поза, осанка, походка | |
2.4. Характеристика голоса | |
3. Культура делового общения | |
3.1. Искусство вести переговоры | |
3.2. Культура спора | |
3.3. Конфликт в деловом общении | |
3.4. Речевой этикет и вежливость как необходимый элемент красноречия | |
3.5. Национальные особенности делового общения | |
4. Нелитературные факты языка | |
4.1. Диалекты русского языка | |
4.2. Городское просторечие | |
4.3. Проблемы сквернословия в русском языке | |
4.4. Молодежный жаргон | |
4.5. Компьютерный жаргон | |
5. История риторики | |
5.1. «Риторика» Аристотеля | |
5.2. Цицерон — выдающийся оратор античности | |
5.3. Великий оратор Демосфен | |
5.4. Духовное красноречие (Иоанн Златоуст, Фома Аквинский и т.д.) | |
5.5. Современная американская риторика | |
6. Традиции красноречия в России | |
6.1. «Краткое руководство к красноречию» (1747г.) М.В. Ломоносова | |
6.2. «Опыт риторики» (1796 г.) И.С. Рижского. | |
6.3. Мастера судебного красноречия (П.С. Пороховщикова, А.Ф. Кони и др.) | |
6.4. Мастера академического красноречия (Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт и др.) | |
6.5. Традиции парламентского красноречия в России. | |
7. История современного русского литературного языка | |
7.1. История графики и орфографии | |
7.2. Роль старославянизмов в развитии русского языка | |
7.3. Заимствования в современном русском языке | |
7.4. Владимир Даль — создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» | |
7.5. Важнейшие словари русского языка |
Задание 3. В форме устной аннотации обоснуйте важность, актуальность выбранной вами темы реферата; перечислите вопросы, которые вы рассмотрели; охарактеризуйте композиционную структуру реферата, источники информации, которыми вы пользовались.
|
|
Задание 4. На основе текста реферата (см. Задание 1) подготовьте сообщение на 5-7 минут. Произведите в письменном тексте необходимые изменения, придав ему форму устного сообщения (см. глава IV, разел 1.)
Помните! · В информационной речи вопрос должен быть рассмотрен всесторонне. В ней должно быть достаточно примеров, иллюстрирующих теоретические положения. · Информационная речь должна быть умеренно эмоциональной. · Очень важно в информационной речи использовать различные способы преподнесения материала: üчетко произнести основные положения; üзаписать на доске имена, даты, цифры; üзаранее заготовить плакаты со схемами и т.п.; продемонстрировать аудио-/видеозапись. |
Задание 5. Подготовьтесь к участию и проведению серии научных студенческих конференций. В качестве тем конференций и тем сообщений используйте материал Задания 1.