Конфуций (Кун Фу-цзы)

(551–479 до н. э.)

Виднейший мыслитель и педагог Древнего Китая, основатель первой китайской философской школы. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был чиновником, а затем добровольно ушел в отставку и основал первую в Китае частную школу.

Помимо своей основной, преподавательской деятельности, Конфуций занимался редактированием и составлением комментариев к древним книгам, в том числе к знаменитой «Книге перемен» - «И-цзин». Он также составил «Летопись» царства Лу. Его собственные воззрения фуция изложены главным образом в книге «Беседы и суждения». Она составлена последователями Конфуция из записей высказываний и поучений его самого и его ближайших учеников.

Во 2 в. до н. э. в Китае принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены официальной идеологией. Сам же Конфуций был обожествлен. Его культ официально существовал в Китае до 1911 года.

«церемонии», преступные действия – как результат их презрения. Для конфуцианства, представлявшего собою практическую, нравственно-этическую систему, «церемония», т.е. следование мировому порядку, затмевало понимание самого порядка. Поэтому конфуцианство можно отнести к группе структурно-функциональных теорий.

В отличие от него, почти одновременно возникшее учение полулегендарного мудреца Лао Цзы, сосредоточило свое внимание на всеобщем начале и законе, которые правят Вселенной, природой и человеком - великом пути Дао. Книга «Дао де цзин», автором которой, как принято считать, был Лао Цзы («Старый мудрец» или «Старый ребенок») говорит о Дао, как о таинственной силе, управляющей миром. Все изменяется, но Дао остается неизменным, оно не противоречиво, оно все соразмеряет.

Дао есть у любой вещи, любого существа. Смысл жизни – в нахождении своего Пути – Дао. Познавший свое Дао пройдет путь жизни с открытыми глазами, хотя и не сможет изменить его. Не знающий Дао также пройдет свой путь. Но он пройдет его как слепец, натыкаясь на все препятствия и падая во все канавы, которых всегда множество на любом пути.

Занятый поиском великого мирового закона, Лао Цзы отрицал роль чувственных знаний, требовал ухода из жизни, от активной деятельности. Его главный принцип в познании гласил: «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное Дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает». По его мнению, познание не имеет значения и, чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.

Таким образом, уже в самых ранних философских и этико-психологических учениях древнего мира со всей очевидностью проявилась оппозиция двух типов направленности системных связей - динамической и структурно-функциональной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: