Сенека Луций Анней

(4 – 66 гг.)

Знаменитый римский стоик. Родился в Испании, принадлежал к высшему сенаторскому сословию. Был воспитателем императора Нерона. Занимал высшие государственные должности и считался одним из богатейших людей в Риме. Обвиненный в заговоре против Нерона, покончил самоубийством.

Эпиктет

(55-135)

Родился в г. Гиераполе во Фригии (Малая Азия). Был рабом почти до 40-летнего возраста; впоследствии был отпущен на свободу и приобрел большую популярность. Был учеником известного римского стоика Музония Руфа, До нас дошли «Беседы», или диатрибы, Эпиктета в четырех книгах.

Многие мысли Эпиктета заимствованы современной практической психологией, превратившей их в реальные психотерапевтические технологии.

Почитателем и поклонником Эпиктета был Марк Аврелий, последний значительный римский стоик.

Получили учения нравственно-этического характера (стоиков, скептиков и др.) и многочисленные мистические культы.

Психологическая мысль еще продолжала приносить новые плоды. Примером этому служат сочинения наиболее известных представителей стоической школы, так называемых поздних или римских стоиков. К ним принадлежали люди самого разного происхождения: воспитатель императора Нерона, один из богатейших людей эпохи Луций Анней Сенека, бесправный раб Эпиктет и всесильный император могущественного Рима Марк Аврелий. Сенека, самый старший в этом триумвирате, оставил обширное литературное наследие. В нем красной нитью проходит мысль: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь обрести мужество и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы… Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет.»

Блестящее развитие эта главная для всего стоицизма идея получила в трудах младшего современника Сенеки – фригийского раба Эпиктета. Основой учения Эпиктета стало формирование нравственной позиции, при которой человек в любых условиях – богатства или нищеты, власти или рабства – сохранит внутреннюю независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого необходимо разделить все вещи и

Дела на зависящие от нас и независящие, в первых мужественно выполнять свой долг вопреки всему, вторые игнорировать.

Эпиктет видит в философии свободную бескорыстную деятельность гордого, спокойного и бесстрастного мудреца, с поднятой головой, встречающего все беды мира. Вместе с тем, известно его сравнение философии с больницей: «Школа философа – это лечебница. Выходить оттуда должны испытав не удовольствие, а боль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: