Гуманистическая психология

Исторически появлению гуманистической психологии предшествовали приблизительно полтора десятилетия, прошедшие после окончания второй мировой войны. Это были неспокойные годы, шла так называемая «холодная война». Мир оказался расколот на два противоборствующих лагеря. Локальные конфликты между ними постоянно грозили перерасти в новую мировую ядерную войну; та, в свою очередь, обещала положить конец жизни на Земле. Особенно неспокойно было в Европе, жившей как бы в прифронтовой полосе. После крушения колониальной системы, Франция и Великобритания из великих держав, правивших половиной мира, внезапно ощутили себя небольшими участками суши, едва заметными глобусе. Теперь их выживание в противостоянии с набирающей силу Советской Россией, как казалось, всецело зависело от военного присутствия Америки. Но в начале 1960-х годов сама Америка впервые за 180 лет увидела над собой занесенный меч.

Повисшее в воздухе чувство неуверенности и разобщенности неизбежно вело к новому духовному кризису, который вылился стихийное движение молодежи, направленное против существующих общественных ценностей. Крайней формой этого протеста стало движение хиппи, призывавших к уходу из чуждого мира реальности в мир интимных чувств и грёз; а его кульминацией - волна беспорядков, прокатившихся по Европе в 1968 г. (В более умеренной форме протестное движение молодежи в той или иной мере стало явлением во всех промышленно развитых странах, включая и Советскую Россию.)

Следует отдать должное американской психологии середины века, чутко обнаружившей болезненные точки общественного сознания еще задолго до того как кризисные черты стали видны всем. У истоков гуманистической психологии, наряду с Э. Фроммом, стоял известный американский исследователь, Гордон Олпорт (1897-1967). Он был одним из первых, кто утверждал, что главное в человеческой личности - её уникальность, и психология должна не искать те или иные скрытые стереотипы и механизмы поведения, а, напротив, обнаруживать неповторимую индивидуальность каждого человека и помогать ему в раскрытии своей индивидуальности. Не последнюю роль в росте популярности взглядов Олпорта сыграло и его методическое искусство, проявившееся при разработке знаменитого опросника MMPI (Многофакторный опросник Миннесотского инститтута), позволяющего получить развернутое, системное представление о структуре черт личности.

Тем не менее, главная заслуга в становлении нового направления психологии принадлежит младшему современнику Гордона Олпорта - выдающемуся американскому исследователю, Абрахаму Маслоу. Предлагая термин «гуманистическая психология» Маслоу и его коллеги рассматривали свое направление в психологии как альтернативу психоанализу и бихевиоризму – своего рода «третью силу». В работах Маслоу в большей мере, чем у многих его американских коллег прослеживалось влияние известных европейских психологов, таких как Макс Вертгеймер, Альфред Адлер и Эрих Фромм. с которыми он имел возможность достаточно долго общаться в период их вынужденной эмиграции в Америку после прихода к власти Гитлера. В то же время мировоззренческие корни нового направления уходили в популярную в начале второй половины 20 века философию экзистенциализма. Основатели этого нравственно-философского течения: Нобелевский лауреат по литературе Ж.П. Сартр (1905 - 1980), философы К. Ясперс (1883 - 1969), М. Хайдеггер (1889 - 1976), как бы продолжая извечный спор о свободе воли, считали, что условия существования человека (экзистенции) таковы, что люди вынуждены делать свободный выбор. Каждый человек ответствен за свои действия, с какой бы тревогой за возможные последствия это не было связано.

Другим важным моментом экзистенциализма было представление о никогда не прекращающемся процессе становления человека, изменении его самого и его потребностей. Поэтому сущностью человека, как считали экзистенциалисты, является реализация как можно большего числа своих возможностей, полное раскрытие себя самого. Но поиск смысла своей жизни – трудная задача. Каждый человек уникален и имеет свой неповторимый жизненный опыт, который гораздо важнее любой теории. Но современное общество (впрочем, можно сказать, как и любое другое) предписывает человеку массу стереотипов поведения, которые обезличивают его, заставляют отказываться от своей уникальности и, в конечном итоге, ведут к жизненному краху. Поэтому необходимо противостоять давлению шаблонов и традиций и постоянно искать лучшие пути для самоактуализации.

Отсюда вытекало главное требование гуманистической психологии – изучать каждого человека как единое и уникальное целое. При этом в отличие от большинства представителей психоанализа и бихевиоризма Маслоу и его последователи рассматривали человека не как заложника таящихся в нем темных инстинктов или игрушку внешних обстоятельств, а как личность, содержащую в себе возможности творчества и положительного внутреннего развития. Способность к творчеству рассматривалась гуманистической психологией как важнейшая черта человеческой натуры, присущая каждому человеку, каким бы видом деятельности он не занимался. Лишь некритически воспринимаемая культура и ее ложно понимаемые нормы постепенно вытравливают из человека способность к творчеству – в сущности, то главное, что делает человека человеком.

Гуманистический пафос позиции Маслоу привел его к мысли, что при разработке теории личности следует опираться не на патологический материал, как это делал Фрейд и его последователи, а, наоборот, на систематизацию данных, характеризующих самые успешные, выдающиеся личности, чью память чтят и будут чтить потомки.

Анализ потребностной сферы составленной им группы выдающихся ученых и общественных деятелей позволил Маслоу построить свою пирамиду потребностей, у подножия которой располагались витальные физиологические потребности, необходимые для поддержания жизни. В их число вошли потребности в кислороде, питье, пище, сне и т.п.

Далее шли потребности безопасности и защиты, под которыми Маслоу понимал потребности в порядке, предсказуемости и законности происходящих событий, свободе от страха перед болезнью и социальными катастрофами.

Третий уровень занимали потребности принадлежности и любви. Это потребности устанавливать отношения с другими людьми и образовывать сообщества самого различного уровня: семейного, профессионального, спортивного и др. Особую роль при этом Маслоу отводил потребности любить и быть любимым, считая, что любовь, будучи высшей формой привязанности между людьми, отнюдь не является социализированным сексуальным инстинктом.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: