РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ – это случаи нарушения норм употребления слов,грамматических форм и категорий. (Отличай от ошибок предыдущей группы, где шла речь о нарушениях в образовании слов, форм, синтаксических конструкций). Помни, что оценка речевых ошибок такая же однозначная, как и оценка грамматических ошибок: «так сказать нельзя, это неправильно».
I. Речевые ошибки в употреблении слов (лексические речевые ошибки).
1) Употребление слова без учета его семантики как следствие незнания значений слов:
/ Автоматическая линия явится Автоматическая линия будет
новым этапом в технической новым шагом в техническом
вооруженности предприятия. оснащении предприятия.
2) Нарушение лексической сочетаемости слов (лексическая несочетаемость):
/ Эти функции поручаются …/ Эти функции возлагаются на…
/ Сумма нарушителей Число нарушителей…
дисциплины настораживает./
3) Двусмысленность в результате не устраненной контекстом многозначности.
/ Люди увидели в нем доброго Хорошего? Или отзывчивого?
|
|
руководителя?/
4) Двусмысленность в результате неудачного использования омонимов.
/Врач решил это лекарство Отменить? Или рекомендовал применять?
оставить./
/ Как же они туда попадали?/ Попáдали или попадáли?
/В результате анализа получены Превосходные? Или отличающиеся?
отличные данные./
5) Смешение паронимов
/ Новые методы дали эффектные …Дали эффективные результаты.
результаты./
6) Изменение состава антонимической пары
/ Молодые люди живут активно и …они не созерцатели (не праздные
целеустремленно, они не соглядатаи наблюдатели) жизни, а ее участники.
жизни, а ее участники./
7) Не оправданное контекстом использование антонимов.
/ Трудно наладить работу при наличии Трудно наладить работу, если нет
отсутствия необходимых материалов./ необходимых материалов.
8) Неправильный выбор слова из ряда идеографических синонимов.
/ Этот коллектив знаком во многих странах мира./ - Этот коллектив известен …
9) Неточное знание семантики слов иноязычного происхождения, неумеренное употребление иноязычных слов.
/ Главный ботанический сад - зеркало фауны всей планеты/. - …зеркало флоры …
/Надо соблюдать регламентацию собрания./ - …регламент…
10) Лексические анахронизмы (нарушение временных границ слова).
/Молчалин работает у Фамусова. / …служит…
/Герасим имел очень маленькую жилплощадь. / …комнату (каморку)…
11) Изменение состава фразеологизмов (расширение, сокращение, искажение лексического состава, искажение грамматических форм во фразеологической единице).
/ Успехи этого студента желают много …оставляют желать много лучшего.
|
|
лучшего. /
/ Провести вокруг пальца/ Обвести вокруг пальца.
/ Упал духом./ Пал духом
/ Он приехал сюда не работать, а за длинными рублями./ …рублем..
12) Контаминация фразеологизмов (смещение).
/ Уделить значение / («из уделить внимание» и «придавать значение»).
/ Играть значение / (из «иметь значение» и «играть роль»)
II. Речевые ошибки в употреблении грамматических (морфологических и синтаксических) категорий и форм.
1) Нарушение в употреблении форм личных имен существительных.
/ Бригадирша Анна Федоровна удостоена премии/ (вм. бригадир…).
2) Нарушение в использовании существительных общего рода.
/ Про этого старика говорят, что он большая скряга./ (вм. …большой скряга..)
3) Смешение краткой и полной форм прилагательных в роли сказуемого.
/ Все были готовые к походу/ … готовы…
4) Неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи.
/Земляника напоминает ревизору, что оно у него обедал./ (Кто у кого обедал?).
5) Неверная соотнесенность местоимений с собирательными существительными.
/ Молодежь – наше будущее. Они всегда впереди./ …Она всегда впереди…
6) Нарушение видо-временной контекстной соотносительности глаголов.
/ Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, …вышел и сел…
Гринев долго смотрел ему в след./
7) Ошибки в употреблении залоговых форм глагола:
а) совпадение страдательного и действительного значений у глаголов, не обозначающих автоматического действия.
/ Огурцы моются под струей холодной воды, …моют, очищают…
очищаются от кожуры./
Ср. вполне правильные случаи.
б) неправильный выбор залоговых форм причастий:
/Игрушки, выпускающиеся Загорской …выпускаемые…
фабрикой, известны за пределами страны./
/Нигде не встретила четкого значения …интересующего…
интересуемого понятия/
8) Неумелый выбор связки в составном сказуемом.
/Вода все время прибывала, …становилось опасным…
и положение являлось опасным.
/Одним из главных достижений повести …является…
есть язык самого автора/
9) Двусмысленность в результате синтаксической омонимии (следствие омонимии падежных форм).
/Иванову приходилось много объяснять./ - Объяснял ли Иванов или ему объясняли?
/Был сообщен ответ комиссии/ - Ответ, присланный комиссии, или подготовленный комиссией?
10) Нанизывание падежей (особенно родительного и творительного).
/Проверка будет произведена назначенной администрацией комиссией/ - Проверка будет произведена комиссией, которую назначала администрация.
11) Двусмысленность в результате нарушения порядка слов.
/Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации института./ - Со стороны администрации института усилена борьба с нарушениями трудовой дисциплины.