Порядок изложения и речевые клише

Практическое занятие № 1 (2 часа)

Тема: Введение. Разрешите представиться.

Цель: 1.Познакомиться, снять психологическое напряжение, приобрести первый риторический опыт.

2. Формирование коммуникативной компетенции, а также ОК-1, ОК-2, ОК-7.

Задание 1. Прочитайте текст. Рассказывает о себе герой известного мультфильма кот Матроскин.

– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.

– А кто тебя разговаривать научил? – спрашивает дядя Федор.

– Да так, – говорит кот. – Где слово запомнишь, где два. А потом, я у профессора одного жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадёшь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног…..

– Как тебя зовут?

Кот говорит:

– И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. И даже Кис Кисычем я был. Только мне всё это не нравится. Я хочу фамилию иметь.

– Какую?

– Какую-нибудь серьёзную. Морскую фамилию. Я же из морских котов. Из корабельных. У меня и бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами. И меня тоже в море тянет. Очень я по океанам тоскую. Только я воды боюсь.

– А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин, – говорит дядя Федор. – И с котами связано, и что-то морское есть в этой фамилии.

(Э. Успенский)

Это свободный рассказ кота о себе или автобиография? Почему? Прочитайте диалог выразительно по ролям. Расскажите о себе от имени кота в форме свободного рассказа. Придумайте недостающие подробности.

Задание 2. А теперь представьте, что коту Матроскину надо рассказать официальную биографию. Расскажите его биографию от его имени.

Задание 3. Подготовьте публичное выступление – самопрезентацию. Для подготовки предлагаем модель жанра публичной речи «Монолог о себе».

Порядок изложения и речевые клише

1. Обращение к аудитории (Здравствуйте, друзья! Разрешите представиться…)

2. Представление (Меня зовут …)

3. Место жительства и учебы (Сейчас я живу в…, учусь в …)

4. Место рождения (Я родился в …, потом жил в…, учился в …)

5. Характер (По характеру я человек …)

6. Любимое (Я люблю (что делать)…)

7. Нелюбимое (Больше всего я не люблю (что делать)…)

8. Сильные стороны характера (Моими сильными сторонами характера, как мне кажется, являются…)

9. Слабости (К своим слабостям я бы отнес …)

10. Интересные истории (Со мной иногда происходят интересные (забавные, странные) случаи …)

11. Хобби (Моё хобби – это …)

12. Планы на будущее (В будущем я бы хотел …)

13. Пожелание (Я хочу пожелать… Янадеюсь на то, что …)

14. Завершение выступления (Спасибо за внимание …)

Чтобы ваше самопредставление было ярким, отличающимся от других, используйте различные «интересные ходы»:

– интригующее начало;

– рассказ об имени;

– рассказ о знаке зодиака;

– рассказ о городе (села), из которого вы приехали;

– рассказ о семье;

– художественный рассказ о любимом и нелюбимом;

– рассказ о себе через вашего питомца;

– оригинальное пожелание и др.

Обратите внимание на композицию самопредставления. Традиционно она включает три части: вступление, основная часть и заключение.

Литература:

Основная

1. Голуб И.Б. Русская риторика и культура речи / И.Б. Голуб, В.Д. Неклюдов. – М: Логос, 2011, – 328 с.

2. Тимошенко Т.Е. Риторика. Практикуи / Т.Е. Тимошенко. – М: Флинта, 2009. – 96 с.

3. Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека / Г.Г.Хазагеров, Е.Е. Корнилова. – М: Флинта, 2008. – 136 с.

Дополнительная

1. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие / В.И. Аннушкин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 224 с.

2. Стернин И А. Практическая риторика: учеб. пособие / И.А.Стернин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: