Практическое занятие № 1 (2 часа)
Тема: Введение. Разрешите представиться.
Цель: 1.Познакомиться, снять психологическое напряжение, приобрести первый риторический опыт.
2. Формирование коммуникативной компетенции, а также ОК-1, ОК-2, ОК-7.
Задание 1. Прочитайте текст. Рассказывает о себе герой известного мультфильма кот Матроскин.
– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.
– А кто тебя разговаривать научил? – спрашивает дядя Федор.
– Да так, – говорит кот. – Где слово запомнишь, где два. А потом, я у профессора одного жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадёшь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног…..
– Как тебя зовут?
Кот говорит:
– И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. И даже Кис Кисычем я был. Только мне всё это не нравится. Я хочу фамилию иметь.
|
|
– Какую?
– Какую-нибудь серьёзную. Морскую фамилию. Я же из морских котов. Из корабельных. У меня и бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами. И меня тоже в море тянет. Очень я по океанам тоскую. Только я воды боюсь.
– А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин, – говорит дядя Федор. – И с котами связано, и что-то морское есть в этой фамилии.
(Э. Успенский)
Это свободный рассказ кота о себе или автобиография? Почему? Прочитайте диалог выразительно по ролям. Расскажите о себе от имени кота в форме свободного рассказа. Придумайте недостающие подробности.
Задание 2. А теперь представьте, что коту Матроскину надо рассказать официальную биографию. Расскажите его биографию от его имени.
Задание 3. Подготовьте публичное выступление – самопрезентацию. Для подготовки предлагаем модель жанра публичной речи «Монолог о себе».
Порядок изложения и речевые клише
1. Обращение к аудитории (Здравствуйте, друзья! Разрешите представиться…)
2. Представление (Меня зовут …)
3. Место жительства и учебы (Сейчас я живу в…, учусь в …)
4. Место рождения (Я родился в …, потом жил в…, учился в …)
5. Характер (По характеру я человек …)
6. Любимое (Я люблю (что делать)…)
7. Нелюбимое (Больше всего я не люблю (что делать)…)
8. Сильные стороны характера (Моими сильными сторонами характера, как мне кажется, являются…)
9. Слабости (К своим слабостям я бы отнес …)
10. Интересные истории (Со мной иногда происходят интересные (забавные, странные) случаи …)
11. Хобби (Моё хобби – это …)
12. Планы на будущее (В будущем я бы хотел …)
13. Пожелание (Я хочу пожелать… Янадеюсь на то, что …)
|
|
14. Завершение выступления (Спасибо за внимание …)
Чтобы ваше самопредставление было ярким, отличающимся от других, используйте различные «интересные ходы»:
– интригующее начало;
– рассказ об имени;
– рассказ о знаке зодиака;
– рассказ о городе (села), из которого вы приехали;
– рассказ о семье;
– художественный рассказ о любимом и нелюбимом;
– рассказ о себе через вашего питомца;
– оригинальное пожелание и др.
Обратите внимание на композицию самопредставления. Традиционно она включает три части: вступление, основная часть и заключение.
Литература:
Основная
1. Голуб И.Б. Русская риторика и культура речи / И.Б. Голуб, В.Д. Неклюдов. – М: Логос, 2011, – 328 с.
2. Тимошенко Т.Е. Риторика. Практикуи / Т.Е. Тимошенко. – М: Флинта, 2009. – 96 с.
3. Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека / Г.Г.Хазагеров, Е.Е. Корнилова. – М: Флинта, 2008. – 136 с.
Дополнительная
1. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие / В.И. Аннушкин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 224 с.
2. Стернин И А. Практическая риторика: учеб. пособие / И.А.Стернин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.