Рассмотрим основные вехи в строительстве Союзного государства.
21 февраля 1995 г. в Минске был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, призванный прийти на смену договору между Российской Федеративной Социалистической Республикой и Белорусской Советской Социалистической Республикой от 18 декабря 1990 г. В статье второй Договора указывалось, что договаривающиеся Стороны будут тесно сотрудничать в целях сохранения мира, укрепления стабильности, региональной и глобальной безопасности. Они будут координировать свою внешнеполитическую деятельность, уделяя приоритетное внимание созданию системы коллективной безопасности в мире и на европейском континенте, усилению миротворческой роли ООН и ее взаимодействия с европейскими региональными и субрегиональными организациями, форумами и соглашениями, содействию в урегулировании межгосударственных и иных конфликтов, затрагивающих их интересы, дальнейшему продвижению процесса сокращения вооруженных сил и вооружений.
|
|
29 марта 1996 г. был заключен Договор между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
2 апреля 1996 г. в Москве был заключен Договор об образовании сообщества России и Беларуси. В ст. 3 указывалось, что Стороны согласовывают свою внешнюю политику, общие позиции по основным международным вопросам, взаимодействуют в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью. В целях обеспечения надежной безопасности Стороны разрабатывают общие принципы военного строительства, использования элементов военной инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством.
2 апреля 1997 г. в Москве был заключен Договор о Союзе Беларуси и России. В ст. 2 среди целей Союза указывались, в том числе и следующие: обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью; содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире. В ст. 5 говорилось, что Договор не затрагивает прав и обязательств Сторон по другим международным договорам, участниками которых они являются, и не направлен против третьих государств.
23 мая 1997 г. в Москве был принят Устав к Договору о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. В ст. 8 Устава указывалось, что в политической сфере задачами Союза являются:
а) согласование позиций и действий при решении общих политических проблем;
б) выработка общих позиций по международным вопросам, представляющим взаимный интерес;
|
|
в) осуществление согласованных мер по обеспечению международного мира и безопасности, в том числе путем достижения международных договоренностей об ограничении и сокращении вооружений и военных расходов, о ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения;
г) содействие развитию демократии в Союзе, соблюдению и защите прав и основных свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В ст. 11 Устава раскрывались задачи Союза в сфере обеспечения безопасности:
а) принятие в случае необходимости совместных мер по предотвращению угрозы суверенитету и независимости каждого из государств – участников Союза;
б) координация деятельности государств — участников Союза в области военного строительства и развития их вооруженных сил, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер с учетом интересов государств — участников Союза для поддержания как их обороноспособности, так и обороноспособности Союза в целом;
в) разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, создание объединенной системы технического обеспечения вооруженных сил государств – участников Союза;
г) осуществление согласованной пограничной политики, разработка и реализация совместных программ по пограничным вопросам, организация взаимодействия органов управления пограничными войсками государств — участников Союза по охране границ Союза; д) борьба с коррупцией, терроризмом и другими видами преступности.
25 декабря 1998 г. была принята Декларация о дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации. В ней говорилось, в частности, что неуклонное продвижение двух государств по пути к добровольному объединению основывается на совпадении интересов и тесном взаимодействии в политической, геостратегической, экономической, гуманитарной, оборонной областях, в последовательном проведении согласованного курса на укрепление Содружества Независимых Государств.
8 декабря 1999 г. в Москве был подписанДоговор о создании Союзного государства.
Согласно ст. 2 Договора о создании Союзного государства его целями являются:
обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
формирование единой правовой системы демократического государства;
проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
В ст. 6 отмечалось:
каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство. Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности;
государства-участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами-участниками по взаимной договоренности.
|
|
8 декабря 1999 г. была принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Программа предполагала выполнение 19 мероприятий, из них внешнеполитическую сферу тесно затрагивали следующие:
проведение единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
осуществление совместной политики в области обороны, координации деятельности в области военного строительства, совместного использования военной инфраструктуры, разработки и размещения совместного оборонного заказа, функционирования региональной группировки войск;
проведение единой пограничной политики.
В то же время приход к власти в России В. В. Путина ознаменовался выдвижением претензий к Беларуси, появлением тенденции выдвижения обвинений в «нахлебничестве», успешном экономическом развитии за счет России. По этому поводу заслуживает внимание замечание члена Комиссии международного права ООН И. И. Лукашука о том, что «углубляющаяся взаимозависимость государств диктует необходимость тщательного учета последствий реализации национальных интересов. Нередки случаи, когда то, что на первый взгляд представляет собой чистый выигрыш для одного государства и потерю для другого, в конечном счете оказывается выигрышем для обоих. В результате нередко приходится как бы жертвовать собственными интересами в пользу другого государства, но в конечном счете от такой «жертвы» выигрывают обе стороны»[2]. Замечание автора полностью оправдалось в отношениях Беларуси и России в 1990-х гг. Кажущаяся жертва России – низкие цены на энергоресурсы для Беларуси – обернулась катализатором оживления промышленности самой российской стороны. Белорусские предприятия, становясь на ноги, тянули за собой российские предприятия-смежники, обеспечивая работой миллионы россиян.
|
|
Россия лишь в последние годы отошла от края пропасти, куда пришла вслед за дудкой западного крысолова в 1990-х гг. В то же время, как ни горько это говорить, спасена от дальнейшей деградации Россия была вовсе не стратегическим планированием осознавшего возможности участия в процессах глобализации с учетом достижения национальных интересов руководства Российской Федерации. Спасло Россию резкое повышение цен на продаваемые ею энергоресурсы, которое произошло во многом благодаря уверенной реализации курса на преследование национальных интересов руководством когда-то нищего Китая. В результате неожиданного дождя из долларов, полученных от экспорта подорожавших минерального сырья, металлов, драгоценных камней и изделий из них[3], Россия преодолела угрозу ожидаемого дефолта в 2003 г., когда выплаты по внешнему долгу должны были составить огромную сумму почти в два десятка миллиардов долларов. Только в результате этой, не зависящей от него удачи, новое российское руководство оказалось способно приступить к созданию сколько-нибудь независимой большой стратегии, призванной вернуть хотя бы часть утраченного из-за бесконечных уступок Западу геополитического потенциала. И стратегия эта все еще далека от совершенства, что наглядно показали события с газовым кризисом в отношениях России и Беларуси 2006/2007 гг. Сравним современную стратегию России со стратегией ее предшественника на мировой арене – Советского Союза. Главным козырем геополитики СССР были гуманизм, бескорыстность, готовность помочь оказавшимся в трудной ситуации союзникам. Именно за счет использования такого имиджа геополитическая мощь СССР была так велика. На обыгрывании именно этих факторов выстроена чрезвычайно успешная стратегия увеличения геополитической мощи КНР в последнее десятилетие. И именно этот имидж должна пытаться вернуть себе Россия, потому что другие ниши уже заняты. В мире полно алчных стран, бесцеремонно преследующих свои интересы за счет слабых государств, во главе со своим лидером – США. Это сомнительный имидж, и по накалу международного терроризма против стран Запада мы видим все его недостатки. Есть у России и представление о негативных последствиях подражания имиджу США – на примере СССР, устроившего себе собственный Вьетнам в Афганистане. Тем не менее, в декабре 2006 – январе 2007 г. вся мощь государственного аппарата России была обрушена на последнего верного союзника в СНГ, постоянно находящегося в очень сложной геополитической обстановке в результате соседства с тремя странами блока НАТО – Республику Беларусь. Под лозунгом возвращения 2–3 миллиардов долларов в год, которые экономика Беларуси выигрывает в результате существования Союзного государства с Российской Федерацией в результате особых союзных цен на энергоресурсы. Бей своих, чтобы чужие боялись?
С точки зрения правил ведения геополитической игры странами, претендующими на значимую роль в глобальных политических процессах, нормальным является, когда они оказывают финансовую поддержку странам, последовательно поддерживающим их инициативы. К примеру, Китай, для ускорения создания зоны свободной торговли со странами АСЕАН «… взял на себя оплату практически всего процесса интеграции. Встречи специалистов и бизнесменов, действующих в разных сферах, фестивали молодежи и культурные обмены – все оплачивается из китайского бюджета»[4]. Между тем, Китай обладает намного более низким уровнем ВНП на душу населения, чем Россия. США ежегодно перечисляет миллиарды долларов Израилю, сотни миллионов Грузии и десяткам других своих союзников по всему миру. Венесуэла, претендующая на региональное лидерство в Латинской Америке, снабжает по субсидируемым ценам нефтью половину латиноамериканских государств. Россия, золотовалютные запасы которой превышают запасы Венесуэлы в пятнадцать раз, размер населения превосходит население Венесуэлы в пять с лишним раз, располагает ядерным оружием и средствами доставки, претендуя на роль державы мирового уровня, в противоречие существующим правилам геополитической игры попыталась сэкономить на единственном верном союзнике в СНГ – Беларуси, с которым наиболее далеко зашли интеграционные процессы. Но давление на Беларусь не достигло своей цели. Экономика Беларуси показала уверенный рост и в условиях отмены большинства преференций, законно использованных ранее в Союзном государстве.
Интеграция на справедливых равноправных началах затруднена и порой пугающей дезинформированностью представителей политических элит России о процессах, происходящих в Беларуси. Так, доцент МГИМО (У) МИД К. Е. Коктыш пишет: «Непредсказуемыми оказались обстоятельства, связанные с президентскими выборами в марте 2006 года, в частности протесты, начавшиеся после их проведения»[5]. Независимый исследователь из Канады, прочитав интервью чиновников США о планах Соединенных Штатов относительно Беларуси в таких газетах, как «Нью-Йорк Таймс», «Лос-Анджелес Таймс» и «Вашингтон Пост», написал перед выборами статью, в которой предсказывал: «Кульминацией усилий, предпринимаемых западными державами для того, чтобы скинуть правительство Лукашенко, должен стать митинг, запланированный в воскресную ночь в Минске для опротестования результатов президентских выборов. Лукашенко наверняка выиграет выборы, но не потому что результаты будут подделаны, а потому что он является наиболее популярным кандидатом, лидирующим с большим отрывом»[6]. Неужели в МГИМО (У) МИД уже не выписывают для сотрудников наиболее популярные американские газеты?
Позитивные ожидания в сфере белорусско-российской интеграции связываются с постоянным ростом товарооборота, достигшего 26 073,3 млн долл. США по итогам 2007 г. (49,2% от всего объема внешнеторгового оборота Республики Беларусь по итогам 2007 г.) и возросшего на 30,7% к уровню 2006 г. При этом экспорт составил 8 886,6 млн долл., увеличившись по сравнению с 2006 г. на 29,8 %. Импорт составил 17 186,7 млн долл. Отрицательное сальдо выросло до 8 300 млн долл., главным образом, в связи с резким подорожанием энергоресурсов, поставляемых из России.