ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
для студентов всех специальностей очной и заочной формы обучения
Хабаровск 2012
ББК Ф 5
Х 12
Философия: учебное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной формы обучения / сост. С. В. Гончарова. – Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 2012. – 107 с.
Рецензенты:
Утверждено издательско–библиотечным
советом академии в качестве
методических указаний
для студентов
очной и заочной формы обучения
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2012
© С.В. Гончарова, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение в дисциплину ………………………………………………..………..…....4
II. Философия (теоретическая часть курса)…………………………………….…..6
1. Философия, круг её проблем и роль в обществе ……………………………….….….6
2. Становление философского знания………………………………………………….….14
3. Учение о бытии……………………………………………………………………….…..33
4. Познание ……………………………………………………………………………….…39
5. Научное познание, его формы и методы…………………………………………….….486. Человек как философская проблема……………………………………….……….…...54
|
|
7. Философский анализ сознания…………………………………………………………..62
8. Человек в обществе…………………………………………………………………….....70
9. Человек в ценностном мире культуры………………………………………………….79
III.Самоконтроль………………………………………………………………...…….….88
III.1.Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….……....88
III.2. Ключи к ответам на вопросы для самоконтроля…………………………………….92
IV. Список рекомендованной литературы……………………...…………………103
V. Глоссарий…………………………………………………..…………………….……105
I. Введение в дисциплину
Философия – одна из древнейших и наиболее значимых учебных дисциплин в структуре современного знания. Прикоснуться к ней, ощутить свою причастность к интеллектуальной жизни сотен поколений людей в нашей стране и во всем мире – в этом высокий смысл философии.
В современных условиях специалист любой профессии должен уметь мыслить самостоятельно и творчески, ориентироваться в огромном потоке научной, технической, социально–политической информации. Философия аккумулирует многовековой опыт человечества, опыт развития духовной культуры. Поэтому её изучение есть необходимое условие развития способности теоретического мышления, умения мыслить, рассуждать и убеждать. Данная научная дисциплина не содержит в себе готовых решений, но делает возможным в каждом конкретном случае проанализировать все значимые альтернативы, выбрать наилучшую из них, опираясь на мировой опыт, логику, интуицию, мобилизуя все интеллектуальные богатства, которые выработало человечество.
|
|
Философия занимает центральное место среди гуманитарных дисциплин, входящих в состав целостной системы общих гуманитарных и социально–экономических дисциплин, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Центральное положение философии среди таких учебных предметов вузовской подготовки, как культурология, политология, история Отечества, экономическая теория, социология, психология и др., обусловлено спецификой философского знания. Философия совмещает научность и мировоззренческую насыщенность на уровне рациональных предельных обобщений всех доступных роду человеческом состояний бытия, сознания, познания, внутреннего и внешнего опыта и т.д. Предельная обобщённость опыта человечества и ориентация на программирование смысложизненных задач совмещаются в философии с влиянием на решение научных, социальных, культурных, «вечных» и актуальных проблем изменяющейся реальности. Философия даёт целостное систематизированное знание о всеобщих особенностях бытия и места человека в нём.