Постановление о земельной реформе в провинции Саксония

Сыктывкар 2002

Введение

Третья часть Хрестоматии содержит материалы, относящиеся к периоду 1945-1975 гг. Материал Хрестоматии по-прежнему ориентирован на Программу практических занятий по новейшей истории для 4 курса стационара и 4-5 курсов ОЗО. Расположение статей и документов также осталось прежним, в соответствии с ведущими темами, обозначенными в 1 и 2 частях Хрестоматии. Прежней остается цель издания – представить не просто сборник документов, а систему связей между основными проблемами курса – экономикой, политикой и международными отношениями. В некоторых случаях эти связи видны отчетливо – например, документы по истории экономической интеграции содержат и политические параметры, в других - для их обнаружения необходимо применить дополнительные усилия.

Внутри разделов тексты размещены по хронологическому принципу. Поскольку документальный материал второго периода новейшей истории (1945-2002 гг.) значителен по объему, возникла необходимость разделения его на две части. Первая, публикуемая в настоящем издании, касается периода 1945-1975, с момента окончания второй мировой войны до кризиса 1973-1975 гг., вызвавшего активизацию перехода к постиндустриальному обществу. Одновременно середина 70-х гг. ХХ века - это период появления новых принципов организации международных отношений и продолжающейся демократизации внутриполитического развития европейских стран.

Экономическое развитие стран Европы и Америки в 1945-1975 гг.

АГРАРНАЯ РЕФОРМА В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ 1945—1949 гг.

Аграрная реформа пересматривала в Восточной Германии отношения собственности и, приняв первоначально только антифашистскую направленность, закладывала тем не менее основы для последующей социалистической ориентации ГДР.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ В ПРОВИНЦИИ САКСОНИЯ

(извлечение)

Статья I. 1. Демократическая земельная реформа является неотложной национальной, экономической и социальной необходимостью. Земельная реформа должна обеспечить ликвидацию феодально-юнкерского крупного землевладения и положить конец господству юнкеров и крупных землевладельцев в деревне, так как это господство всегда представляло оплот реакции и фашизма в нашей стране и было одним из главных очагов агрессии и захватнических воин против других народов. Благодаря земельной реформе должна осуществиться вековая мечта безземельных и малоземельных крестьян о передаче в их руки земель крупных землевладельцев. Тем самым земельная реформа является важнейшей предпосылкой демократических преобразований и экономического подъема в нашей стране.

Основой землевладения нашей немецкой родины должны стать прочные, здоровые и производительные крестьянские хозяйства, являющиеся частной собственностью их владельцев.

2. Целью земельной реформы является:

а) увеличить надел пахотной земли уже существующих крестьянских хозяйств размером менее 5 гектаров;

б) создать новые, самостоятельные крестьянские хозяйства для безземельных крестьян, батраков и мелких арендаторов;

в) дать землю переселенцам и беженцам, которые лишились своего имущества из-за разбойничьей гитлеровской политики войны;

г) создать вблизи городов хозяйства, подчиненные городским самоуправлениям для снабжения рабочих, служащих и ремесленников мясными и молочными продуктами, а также предоставить в распоряжение рабочих и служащих мелкие земельные участки (парцеллы) для выращивания овощей;

д) сохранить существующие и организовать новые хозяйства, которые используются для научно-исследовательской работы и экспериментальных целей сельскохозяйственных учебных заведении, а также для других государственных надобностей.

Статья II. 1. Для проведения этих мероприятий создается земельный фонд из земельной собственности, перечисленной в §§ 2, 3 и 4 данной статьи.

2. Перечисленные ниже земельные владения подлежат конфискации со всеми наличными строениями, живым и мертвым инвентарем и прочим сельскохозяйственным имуществом независимо от размера хозяйства:

а) земельная собственность военных преступников и виновников войны со всем наличным сельскохозяйственным имуществом;

б) земельные владения со всем наличным сельскохозяйственным имуществом, принадлежавшие нацистским главарям и активным членам нацистской партии и ее организаций, а также руководящим лицам гитлеровского государства, в том числе всем лицам, которые в период нацистского господства были членами имперского правительства и рейхстага.

3. Равным образом конфискуются все феодально-юнкерские поместья и крупные землевладения свыше 100 гектаров со всеми постройками, живым и мертвым инвентарем и прочим сельскохозяйственным имуществом...

9. Площадь вновь создаваемых хозяйств, а также площадь дополнительных наделов для малоземельных хозяйств определяется в зависимости от имеющегося во всем районе количества земли и контингента лиц, которые должны получить землю. Площадь земли, полученной в результате земельной реформы, не должна превышать 5 гектаров. В случае плохого качества земли этот предел может быть повышен до 8 гектаров, при очень плохом качестве земли в исключительных случаях—до 10 гектаров. В каждом случае эти превышения уровня в 5 гектаров должны утверждаться районной комиссией по проведению земельной реформы. При наделении землей при прочих равных условиях преимущество получают многодетные семьи.

12. Тракторы, молотилки, комбайны и другие сельскохозяйственные машины из хозяйств, подлежащих конфискации в соответствии со Статьей II настоящего постановления, переходят в распоряжение «Комитетов крестьянской взаимопомощи» для организации «пунктов проката сельскохозяйственных машин». Прокатные пункты должны в первую очередь обслуживать хозяйства, которые получили землю в результате земельной реформы. Простые сельскохозяйственные орудия и рабочий скот могут быть частично переданы в индивидуальное пользование наиболее нуждающимся крестьянским хозяйствам...

14. При проведении земельной реформы часть земли предоставляется для организации образцовых хозяйств, а также для других важных целей. Размеры этих земельных участков определяются провинциальным управлением.

Статья VI. 1. Созданные на основании настоящего постановления хозяйства не могут быть ни полностью, ни частично разделены, проданы, сданы в аренду или заложены. В исключительных случаях только по решению провинциального управления может быть произведен раздел или сдача хозяйства в аренду.

Ульбрихт В. К истории новейшего времени. М.,1957. стр. 371—380.

Цит. по: Хрестоматия по новейшей истории в трех томах. Т. 3. С. 245-247.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: