Как помочь на первом этапе?

Первое, чем мы можем помочь человеку не окунуться в виртуальный мир грез и галлюцинаций (или вернуться в этот реальный мир), – это создать такую картину мира (или разрушить старую), чтобы человек поверил в этот мир, поверил, что он полон добра, что здесь есть любящие люди, что этот мир ст о ит того, чтобы в нем жить. Но чтобы помочь человеку поверить в этот мир, сначала надо нам поверить в этого человека.

Приведу пример из своей семьи. Старший ребенок пошел в первый класс. Начинаются мучительные ежедневные прописи. Руки ребенка не слушаются, сам он отвлекается, родители раздражаются. Начинаю покрикивать на ребенка, надеясь, что сейчас пристрожу ребенка, и он станет внимательнее. Но чем больше повышаешь голос на ребенка, чем больше его ругаешь, тем медленнее идет работа. Во время очередного занятия, когда обстановка достаточно накалилась, ребенок совсем остановился и не мог написать ни буквы. Начинаю понимать ошибочность выбранной тактики. Начинаю менять свое поведение. Вот ребенок написал десять корявых букв. Вместо того, чтобы ругать, нахожу одну более менее приличную и говорю: «Ну, смотри, молодец, ведь можешь же. Эта буковка совсем как у учительницы. Теперь давай еще несколько таких нарисуй». И ребенок, окрыленный похвалой, высунув язык, старается выводить следующую строчку. В той, следующей, будет из десяти буковок уже две более-менее приемлемые. И вот в чем главный вопрос: что будет видеть родитель, восемь еще корявых букв, или две уже нормальные? К сожалению, мы чаще видим восемь плохих (буковок, поступков или еще что-нибудь), и не замечаем хороших. Начинаем ругать ребенка, да еще оправдываем себя, что, мол, две против восьми это очень мало. Мало еще добра в ребенке, за что его хвалить-то?

А хвалить есть за что! Ведь мы часто смотрим на все со своей колокольни. Мы уже давно умеем писать и нам трудно понять, как это может не получаться. А, оказывается, может. Оказывается, могут не получаться самые простейшие вещи. Я решил с собой провести эксперимент. Правой рукой я писать умею, а левой нет, поэтому думаю: «Дай попробую пописать левой». Я думаю, что любому родителю первоклассника тоже надо перед занятием или тут же вместе с ребенком минут десять посидеть и пописать буквы левой рукой.

Вообще, чтобы лучше понимать ребенка, полезно почаще примерять на себе те положения, в которых оказывается он. Вспомним, что нам хочется делать, когда нас ругают, пусть даже заслуженно. Хочется убежать, хлопнуть дверью, запереться, кричать, что нас никто не понимает, и т. д. Если у взрослых и вполне психически полноценных людей возникает такое желание, то каково ребенку? У него психика еще только формируется, у него еще не развито чувство ответственности и самостоятельность. Поэтому надо как можно меньше обращать внимания на плохие стороны в юном человеке, но находить все лучшее и помогать ребенку двигаться в этом направлении. А если нам удастся убедить ребенка, что он тупой и глупый, то он точно таким станет. У психологов И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой в упомянутой выше книге есть целая глава, посвященная этой теме. Она называется «Лавры в кредит». Похвали ребенка за смелость, хотя он еще трус, и он захочет оправдать эти похвалы (лавры), данные ему заранее (в кредит). Он поймет, что от него ждут, на что надеются, он поймет, в каком направлении ему двигаться. А если родители начнут звать сына хулиганом, значит, от него именно такого поведения и ждут, и действительно скоро дождутся.

Всем нам, особенно родителям, надо больше быть оптимистами и самим с радостью смотреть на мир, видя в нем больше света. Ведь именно черные краски, живущие в душе родителей, еще больше сгущаются в душе ребенка. Надо и себя спрашивать: а кто я – оптимист или пессимист? Вот стоит на столе полстакана воды. Оптимист скажет: «Во, целых полстакана стоит!», а пессимист скажет: «У-у, всего полстакана стоит». А пессимизм, это не что иное, как уныние, а уныние – это смертельный грех, с которым надо вести непримиримую борьбу. Иначе своим унылым духом повредишь и своей душе, и заразишь всех окружающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: