Классификация благ

Тема 5. Основы теории потребительского поведения

Внимательно и последовательно изучите материалы параграфов темы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Из российской практики». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания. Особое внимание при изучении темы обратите на содержание видеолекции «Эффект дохода и эффект замещения». После изучения всех параграфов проверьте свои знания по теме, выполнив контрольные задания и ответив на вопросы для самопроверки, приведенные ниже.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое кардинализм и ординализм? Чем они отличаются и что у них общего?

2. Чем потребитель руководствуется при выборе товаров согласно взглядам кардиналистов?

3. Сравните понятия предельной полезности благ и потребительских предпочтений при выборе благ: что в них общего и чем они различаются?

4. Объясните смысл «безразличия» в выборе потребителя. Нарисуйте график кривой безразличия и объясните ее форму.

5. Нарисуйте карту кривых безразличия.

6. Что такое предельная норма замещения? Совпадают ли понятия «бюджетные возможности» и «бюджетные ограничения»?

7. Нарисуйте на графике бюджетную линию, объясните ее смысл. Почему бюджетная линия является прямой?

8. Для каких практических целей анализируются кривые «цена-потребление» и «доход-потребление»?

9. Что такое эффект дохода и эффект замещения?

Маржинализм и теория потребительского поведения

Маржинализм, как научное направление возникло в последней трети XIX в. Принципиальной новизной подхода маржиналистов к анализу экономических процессов стали категории предельной полезности. Маржинализм и его составная часть — теория потребительского поведения, основываются на постулате, что анализ экономических процессов, в том числе и процессов потребления благ, следует начинать с выявления субъективных предпочтений людей и выявления полезности благ. Теория потребительского поведения служит фундаментом и глубинным обоснованием теории спроса (см. 4.4).

Полезность благ

Полезность благ — это их потребительский эффект, наличие таких свойств и качеств, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей. Полезность свойственна любым благам: экономическим и неэкономическим, если они выступают объектом производительного или индивидуального потребления людей.

Классификация благ

В основе классификации благ лежит их разделение на экономические и неэкономические. Например, такие естественные и ценнейшие жизненные блага, как атмосферный воздух, пресная вода в открытых водоемах, соленая вода в морях и океанах и другие, принято считать неограниченными и преимущественно свободными для общего пользования людей. Именно в силу их неограниченности и общей доступности, подобные блага не являются экономическими (вспомним, что предмет экономической теории — это изучение использования редких экономических благ).

Экономические блага — это редкие блага, доступный объем которых меньше потребности в них. В подавляющем большинстве случаев экономические блага становятся пригодными к потреблению лишь после предварительной технологической обработки для придания им таких потребительских свойств, которые удовлетворяли бы потребностям человека.

По своей натурально-вещественной форме экономические блага могут быть также подразделены на 1) ресурсы земли; 2) ресурсы капитала; 3) ресурсы труда; 4) ресурсы других факторов производства, например, предпринимательской способности; 5) произведенные с их помощью готовые потребительские блага индивидуального назначения (пища, одежда, жилище, личные автомобили, средства бытового обихода, информация, услуги и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: