Розничная торговля как отрасль сферы услуг. Типы розничных торговых предприятий. Торговый маркетинг и его особенности. Сущность мерчандайзинга как внутренней услуги. Процесс принятия решения о покупке и влияние мерчандайзинга. Принципы и функции мерчандайзинга. Основные правила мерчандайзинга. Атмосфера магазина, интерьер магазина. Планировка торговых площадей. Общение в процессе продажи. Типы покупателей и продавцов.
Торговый маркетинг – программа мероприятий маркетинга, направленных на торговые организаций (дистрибьюторов, оптовых и розничных продавцов).
Мероприятия торгового маркетинга: специальное ценообразование, скидки, предоставление образцов продукции, организация выставок, подарки, мероприятия по продвижению продукции производителя к конечному потребителю.
Мерчандайзинг
Промоушн мероприятия (стимулирование продаж
Торговый продаж, направленных на потребителя) в местах
Маркетинг продаж или во время специальных событий
Промоушн мероприятия среди оптовых
и розничных предприятий
Стимулирование торгового аппарата производителя
Рис. 11.1. Основные блоки торгового маркетинга
В розничной торговле маркетинг часто сводится к мероприятиям по продвижению товара, которые осуществляются стихийно, в зависимости от поступлений продукции, затоваривания или в преддверии какого-нибудь праздника. Нельзя сказать, что они не приводят к определенному повышению товарооборота. Однако при стихийности трудно планировать бюджет, и в результате фактические затраты могут намного превысить планируемые.
Для различных товаров будут наиболее приемлемы различные комбинации каналов сбыта. Даже в розничной торговле комбинации каналов могут быть очень разнообразными (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Возможные каналы сбыта в зависимости от характеристик товара
Виды товаров | Комбинации каналов |
Марочные товары | Через оптовую, розничную торговлю, через коммиво- яжера, торгового представителя, комиссионера |
Товары промышленного назначения | Через комиссионера, руководство предприятием, региональные сбытовые филиалы |
Сельскохозяйственная продукция | Через маклера и оптовика, через оптовую и рознич- ную торговлю |
Обувь | Через розничную торговлю, через оптовика, через региональные сбытовые филиалы |
Автомобили | Через региональные сбытовые филиалы, через дилеров |
Сырье | Через сбытовые синдикаты, оптовую и розничную торговлю |
Таблица 11.2
Выбор каналов сбыта в зависимости от свойств товаров
Свойство товара | Тип товара | Главная задача, решаемая в канале сбыта |
Цена | Дорогие товары сбываются чаще без посредников | Удержание прибыли у производителя |
Интеллектоемкость | Технически сложные, науко- емкие товары сбываются напрямую | Удержание секретов технологии |
Сезонность | Сезонные товары сбываются через оптовые базы, дистри- бьюторов | Избежание проблем складирования |
Подверженность моде | Модные товары продаются через фирменные магазины | Быстрота выхода на покупателя, обратная связь |
Источник: Панкрухин А. Сбыт и система распределения // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 4.
Таблица 11.3
Выбор каналов сбыта в зависимости от характеристик рынка
Свойство рынка | Характеристика рынка | Тип предприятия |
Емкость | Высокоемкие рынки | Крупные оптовики, сбытовые сети |
Плотность распределения потребителей | 1. Рынки высокой плотности 2. Рынки средней плотности | 1. Специализированные магазины 2. Универмаги |
Уровень доходов потребителей | 1. Пенсионеры 2. Предприниматели | 1. Магазины низких цен 2. Индивидуальные продажи |
Источник: Панкрухин А. Сбыт и система распределения // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 4.
Таблица 11.4