Выделяют и понятия цивилизации:
1 Общефилософское. Цивилизация понимается как социальная форма движения (когда цивилизация понимается как ноосфера – сфера разума).
2 Социальнофилософское. Цивилизация характеризует определенную ступень, стадию в историческом процессе.
3 Цивилизация понимается как тип общества, как культурное, традиционное. Культурологический подход.
4 Цивилизация понимается как локальное общество, сохраняющееся в течении определенного времени как целостное и качественно определенное. Исторический подход.
Для понимания истории человечества более продуктивны второе и третье понятия цивилизации.
Социальноисторическое понитие.
Первым это понятие дал Энгельс. Он выделил 3 стадии в развитии человечества:
1Дикость – период присваивающей экономики.
2 Варварство – период появления производящей экономики.
3 Цивилизация – период совершенствования производящей экономики, появление промышленности. Признаками цивилизованного общества Энгельс называл следующие:
|
|
1 Общественное разделение труда.
2 Возникновение товарно-денежных отношений и расцвет товарного производства.
3 Развитие частной собственности и раскол общества на антогонистические классы.
Из 1-3 следует:
4 Возникновение государства.
5 Расцвет правовых отношений.
6 Развитие письменности.
7 Переворот в формах семьи.
8 Развитие духовного производства.
Социально-философский подход выявляет основные признаки цивилизации. Комбинации признаков могут быть разными. Этот подход развивается и существует множество вариантов представлять различную совокупность признаков цивилизованного общества. Цивилизационный подход.
Понятие цивилизации в социально-философском подходе шире по своему объему, чем понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономические формации представляют собой стадии внутри цивилизации. В связи с этим Энгельс выделяет понятия:
Рабовладельческая, Феодальная, Капиталистическая, Коммунистическая цивилизации.
Дикость | Варварство | Цивилизация (включает: античность | феодализм | капитализм | коммунизм).
Таким обраом формационный и цивилизационный подходы не противоречат а дополняют друг друга.
В качестве современных примеров рассмотрим концепцию Уайтхед.
Среди факторов определяющих развитие человечества он выделяет две основные группы:
1 Факторы, составляющие жесткую необходимость:
а Ливни (природные факторы)
б Гунны (войны)
в Паровые двигатели (развитие техники)
2 Фундаментальные идеи, которые, пробуждаясь к жизни и проникая в общество, создали цивилизацию. Он выделяет следующие черты цивилизации.
|
|
а Истина
б Красота
в Приключения (мысли)
г Искусство
д Умиротворенность
Уайтхед в своем понимании цивилизации исходит из тройственной структуры человека:
1 Инстинкт 2 Интеллект 3 Мудрость
Великие социальные потрясения происходят тогда. Когда объеденяется инстинкт и интеллект, т.е. экономические нужды и идеальные цели.
Люди впадают в ошибку когда связывают побуждение к деятельности (револючии) с жалкой обездоленностью.Когда население нищает, то это ослабляет его инициативу, а действительными побудителями являются мечты. Мы имеем дело с многофакторной концепцией цивилизации. Кроме многофакторной есть и монофакторные концепции, когда в качестве доменанты рассматриваются либо экономика, любо религия[5, стр. 37].