Экологический паспорт контролирует и обязывает предприятия так называемых критических отраслей экономики в документированном виде отчитываться о своей природоохранной деятельности перед государственными органами.
Согласно ГОСТ 17.0.0.004-90 «Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». Экологический паспорт (ЭП) объекта или предприятия - это нормативно-технический документ, включающий данные о потребляемых и используемых ресурсах всех видов (природных — первичных, переработанных - вторичных и др.), а также определяющий все прямые влияния и воздействия на окружающую природную среду».
ЭП представляет собой систему данных, выраженных через систему стандартизированных показателей, отражающих уровень использования природных ресурсов и степень воздействия на основные компоненты природной среды - атмосферу, гидросферу, литосферу.
ЭП разрабатывается за счет собственных средств предприятия, подлежит согласованию с СЭН и территориальными органами охраны природы, утверждается первым руководителем организации, а затем регистрируется в территориальном органе охраны природы.
Руководитель, утвердивший ЭП, несет персональную ответственность за правильность его составления, достоверность содержащихся в нем данных, своевременность внесения корректив, отражающих изменение характера использования природных и иных ресурсов, воздействие на окружающую среду.
ЭП является не только основным документом, одной из форм экологического контроля, но также служит информационной основой для паспортизации территории, региона и страны в целом. Для этого экземпляры ЭП распределяются следующим образом: один хранится на предприятии, другой - в территориальном или региональном органе охраны природы, третий направляется в НИИЦ «Экология» для формирования банка данных.
Разработка экологического паспорта - процесс индивидуальный и многоплановый. Основой разработки ЭП являются:
1) согласование и утверждение основных показателей строительно-производственной, хозяйственной и иной деятельности, связанной с потреблением и воздействием на окружающую среду;
2) разрешение на природопользование (отвод земель, недр, водопользование и т.д.);
паспорта всех очистных систем и установок (воздухоочистных, газоочистных, водоочистных, канализационно-очистных и др.), сооружений и установок и по сбору и утилизации отходов;
данные статистической отчетности по природо- и ресурсоиспользованию.
Составление ЭП включает операции расчетов норм:
¾ предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферный воздух (постоянно выбрасываемых и залповых);
¾ предельно допустимый сброс (ПДС) очищенных или неочищенных сточных вод или система централизованной канализации, или на рельеф;
¾ предельно допустимых вредных воздействий (ПДВ) полей, излучений, физико-механических (тепловых, шумовых, электромагнитных, механического разрушения поверхности литосферы, недр, изменения гидрологических, гидрологических условий и т.д.), а также инвентаризация источников воздействия и загрязнения окружающей среды.
Наиболее сложными и трудоемкими являются операции инвентаризации воздействий, выбросов и стоков, расчеты норм ПДВ и ПДС.
Инвентаризацию проводит экологическая служба предприятия расчетно-аналитическими методами, инструментальными измерениями и контролем.
Анализ природно-климатических факторов проводится с целью определения тенденции повышения или понижения концентрации вредных веществ для данной территории. Для этого используется база данных многолетних климатических наблюдений и характеристик исследуемой территории. Размеры учитываемой территории (зоны влияния) зависят от того, каков характер выбросов, стоков или воздействий. При расчетах учитывают фоновые значения концентраций вредных веществ. ЭП включает основные разделы:
1) общие сведения о предприятии;
2) краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;
3) краткое описание технологии производства и
сведения о продукции;
4) сведения об использовании земельных ресурсов;
5) характеристики выбросов в атмосферу;
6) характеристика сырья, используемых материалов и энергетических ресурсов;
7) характеристика водопотребления;
8) характеристика отходов;
9) сведения о рекультивации нарушения земель;
10) сведения об эколого-экономической деятельности
предприятия.
В России с 15.07.2001 г. введен в действие ГОСТ Р 17.0.0.06-00 «Экологический паспорт природопользователя».
Анализ содержания этого стандарта показывает, что речь идет о новом экологическом паспорте, имеющем существенные отличия от ранее действовавшего согласно ГОСТ 17.0.0.04-90.
Новый экологический паспорт имеет теперь 80 таблиц форм записи против 18 - ранее.
Новый стандарт устанавливает основные положения по построению, изложению и заполнению типовых форм экологического паспорта природопользователя и рекомендуется для разработки и ведения юридическими лицами независимо от. форм собственности, осуществляющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую среду.
Экологический паспорт утверждается руководителем природопользователя, согласуется с территориальными подразделениями специально уполномоченного государственного органа РФ в области ООС. Регистрация паспорта в указанном органе не требуется.
Согласно требованиям ГОСТ Р 17.0.06-00 при заполнении форм экопаспорта следует пользоваться технологическими планировками, операционными картами, технологическими инструкциями природопользователя, государственными стандартами и техническими условиями на основные и вспомогательные материалы и другими нормативными материалами.
Информационная база экопаспорта должна поддерживаться в режиме постоянной корректировки. В случае перепрофилирования или изменения технологии производства, замены оборудования, сырья или материалов, сокращения или увеличения количества источников вредного действия на окружающую среду, изменения формы собственности природопользователь должен вносить дополнения или корректировки в экопаспорт. Уровень заполнения паспорта, а также работы, связанные с изменением техногенного воздействия на окружающую среду (кроме ремонтных работ) должны быть согласованы природопользователем с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа РФ в области ООС.
Ответственность за достоверность информации и полноту заполнения таблиц и разделов экопаспорта и вносимых изменений несет руководитель природопользователя.
Информационная база экопаспорта может быть использована для разработки проектов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов, при заполнении форм статотчетности 2ТП-воздух, 2ТП-водхоз, 2ТП-токсичные отходы, для расчетов платы за загрязнение окружающей среды, установления налоговых льгот и других целей.
Экопаспорт следует разрабатывать и вести с использованием персональных ЭВМ. При этом должна быть предусмотрена возможность контроля за изменением информационной базы экопаспорта и составления отдельных экологических показателей в течение 5 лет. Контроль правильности разработки и ведения экопаспорта осуществляют территориальные подразделения уполномоченного госоргана РФ в области ООС.
Экологический паспорт природопользователя содержит следующие структурные элементы:
¾ титульный лист;
¾ сведения о разработчике паспорта;
¾ содержание;
¾ общие сведения о природопользователе;
¾ эколого-экономические показатели;
¾ сведения о выпускаемой продукции;
¾ краткую характеристику производств;
¾ сведения о потреблении энергоносителей;
¾ эколого-производственные показатели;
¾ сведения о землепользовании;
¾ сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность;
¾ план природоохранных мероприятий;
¾ список использования источников, информации.
Новый экологический паспорт природопользователя значительно совершеннее своего предшественника. В нем учтены новые социально-экономические реалии в стране, новые законодательные и подзаконные акты, появившиеся в последние годы.