Экологический паспорт предприятия

Экологический паспорт контролирует и обязывает предприятия так называемых критических отраслей экономики в доку­ментированном виде отчитываться о своей природо­охранной деятельности перед государственными органами.

Согласно ГОСТ 17.0.0.004-90 «Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». Экологический паспорт (ЭП) объекта или предприятия - это нормативно-техни­ческий документ, включающий данные о потреб­ляемых и используемых ресурсах всех видов (при­родных — первичных, переработанных - вторичных и др.), а также определяющий все прямые влия­ния и воздействия на окружающую природную среду».

ЭП представляет собой систему данных, выраженных через систему стандартизированных показателей, отра­жающих уровень использования природных ресурсов и степень воздействия на основные компоненты природной среды - атмосферу, гидросферу, литосферу.

ЭП разрабатывается за счет собственных средств предприятия, подлежит согласованию с СЭН и террито­риальными органами охраны природы, утверждается первым руководителем организации, а затем регистри­руется в территориальном органе охраны природы.

Руководитель, утвердивший ЭП, несет персональную ответственность за правильность его составления, досто­верность содержащихся в нем данных, своевременность внесения корректив, отражающих изменение характе­ра использования природных и иных ресурсов, воздей­ствие на окружающую среду.

ЭП является не только основным документом, одной из форм экологического контроля, но также служит информационной основой для паспортизации террито­рии, региона и страны в целом. Для этого экземпляры ЭП распределяются следующим образом: один хранит­ся на предприятии, другой - в территориальном или региональном органе охраны природы, третий направ­ляется в НИИЦ «Экология» для формирования банка данных.

Разработка экологического паспорта - процесс инди­видуальный и многоплановый. Основой разработки ЭП являются:

1) согласование и утверждение основных показате­лей строительно-производственной, хозяйствен­ной и иной деятельности, связанной с потреблением и воздействием на окружающую среду;

2) разрешение на природопользование (отвод земель, недр, водопользование и т.д.);

паспорта всех очистных систем и установок (воздухоочистных, газоочистных, водоочистных, канализационно-очистных и др.), сооружений и ус­тановок и по сбору и утилизации отходов;

данные статистической отчетности по природо- и ресурсоиспользованию.

Составление ЭП включает операции расчетов норм:

¾ предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферный воздух (постоянно выбра­сываемых и залповых);

¾ предельно допустимый сброс (ПДС) очищенных или неочищенных сточных вод или система цен­трализованной канализации, или на рельеф;

¾ предельно допустимых вредных воздействий (ПДВ) полей, излучений, физико-механических (тепловых, шумовых, электромагнитных, меха­нического разрушения поверхности литосферы, недр, изменения гидрологических, гидрологичес­ких условий и т.д.), а также инвентаризация источников воздействия и загрязнения окружа­ющей среды.

Наиболее сложными и трудоемкими являются опе­рации инвентаризации воздействий, выбросов и сто­ков, расчеты норм ПДВ и ПДС.

Инвентаризацию проводит экологическая служба предприятия расчетно-аналитическими методами, инст­рументальными измерениями и контролем.

Анализ природно-климатических факторов прово­дится с целью определения тенденции повышения или понижения концентрации вредных веществ для данной территории. Для этого используется база данных много­летних климатических наблюдений и характеристик исследуемой территории. Размеры учитываемой терри­тории (зоны влияния) зависят от того, каков характер выбросов, стоков или воздействий. При расчетах учиты­вают фоновые значения концентраций вредных ве­ществ. ЭП включает основные разделы:

1) общие сведения о предприятии;

2) краткая природно-климатическая характеристи­ка района расположения предприятия;

3) краткое описание технологии производства и
сведения о продукции;

4) сведения об использовании земельных ресурсов;

5) характеристики выбросов в атмосферу;

6) характеристика сырья, используемых материа­лов и энергетических ресурсов;

7) характеристика водопотребления;

8) характеристика отходов;

9) сведения о рекультивации нарушения земель;

10) сведения об эколого-экономической деятельности
предприятия.

В России с 15.07.2001 г. введен в действие ГОСТ Р 17.0.0.06-00 «Экологический паспорт природопользователя».

Анализ содержания этого стандарта показывает, что речь идет о новом экологическом паспорте, имеющем существенные отличия от ранее действовавшего согласно ГОСТ 17.0.0.04-90.

Новый экологический паспорт имеет теперь 80 таб­лиц форм записи против 18 - ранее.

Новый стандарт устанавливает основные положения по построению, изложению и заполнению типовых форм экологического паспорта природопользователя и реко­мендуется для разработки и ведения юридическими лицами независимо от. форм собственности, осуществля­ющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую среду.

Экологический паспорт утверждается руководите­лем природопользователя, согласуется с территориаль­ными подразделениями специально уполномоченного государственного органа РФ в области ООС. Регистра­ция паспорта в указанном органе не требуется.

Согласно требованиям ГОСТ Р 17.0.06-00 при запол­нении форм экопаспорта следует пользоваться техноло­гическими планировками, операционными картами, технологическими инструкциями природопользователя, государственными стандартами и техническими условиями на основные и вспомогательные материалы и други­ми нормативными материалами.

Информационная база экопаспорта должна поддер­живаться в режиме постоянной корректировки. В слу­чае перепрофилирования или изменения технологии производства, замены оборудования, сырья или матери­алов, сокращения или увеличения количества источни­ков вредного действия на окружающую среду, измене­ния формы собственности природопользователь должен вносить дополнения или корректировки в экопаспорт. Уровень заполнения паспорта, а также работы, связан­ные с изменением техногенного воздействия на окружа­ющую среду (кроме ремонтных работ) должны быть согласованы природопользователем с территориальным подразделением специально уполномоченного государ­ственного органа РФ в области ООС.

Ответственность за достоверность информации и полноту заполнения таблиц и разделов экопаспорта и вносимых изменений несет руководитель природополь­зователя.

Информационная база экопаспорта может быть ис­пользована для разработки проектов ПДВ, ПДС, лими­тов размещения отходов, при заполнении форм статотчетности 2ТП-воздух, 2ТП-водхоз, 2ТП-токсичные отходы, для расчетов платы за загрязнение окружаю­щей среды, установления налоговых льгот и других целей.

Экопаспорт следует разрабатывать и вести с исполь­зованием персональных ЭВМ. При этом должна быть предусмотрена возможность контроля за изменением информационной базы экопаспорта и составления от­дельных экологических показателей в течение 5 лет. Контроль правильности разработки и ведения экопас­порта осуществляют территориальные подразделения уполномоченного госоргана РФ в области ООС.

Экологический паспорт природопользователя содер­жит следующие структурные элементы:

¾ титульный лист;

¾ сведения о разработчике паспорта;

¾ содержание;

¾ общие сведения о природопользователе;

¾ эколого-экономические показатели;

¾ сведения о выпускаемой продукции;

¾ краткую характеристику производств;

¾ сведения о потреблении энергоносителей;

¾ эколого-производственные показатели;

¾ сведения о землепользовании;

¾ сведения о разрешениях (лицензиях) на природо­пользование и природоохранную деятельность;

¾ план природоохранных мероприятий;

¾ список использования источников, информации.
Новый экологический паспорт природопользователя значительно совершеннее своего предшественника. В нем учтены новые социально-экономические реалии в стра­не, новые законодательные и подзаконные акты, появив­шиеся в последние годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: