Риторика как наука и учебный предмет

Тематическое содержание курса «Риторика»

Понятие риторики

План темы

1. Риторика как наука и учебный предмет.

2. Речь как сфера общения:

- коммуникативный аспект речи;

- информативный аспект речи;

- психологический аспект речи.

Содержание темы

Риторика как наука и учебный предмет

Слово риторика греческого происхождения,что в переводе означает «ораторское ис­кусство». Поскольку риторика - одна из древнейших наук в истории человечества, она имеет свое название не только на греческом, но и на латинском языке: «риторика» - по-гречески, «элоквенция» - по-латыни. Когда-то оба эти названия были идентичны, и их знали все гимназисты.

Существует ряд определений понятия «риторика».

1) По определению словарей, риторика это теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо, так, как нужно в данном случае.

2) Риторика понимается и как наука об искусстве публичного выступления(т.е.выступления оратора (в основ­ном - монолог) непосредственно перед присутствующими).

Риторика призвана научить, как при помощи речи эффек­тивно воздействовать на аудиторию.

Ораторство - искусство устной речи. И то, как мы произносимречь, очень влияет на ее содержание и воздей­ствующую силу. Необходимо, чтобы речь производила нужноевпечатление. Поэтому один из главных вопросов риторики - «Как?» - на этапе произнесениярешается в основном за счет звукового оформления речи, умения ора­тора правильно озвучить речь. Вот рекомендации, остав­ленные нам классической риторикой:

«Действие заключа­ется здесь в голосе; [следует сказать], как нужно пользова­ться голосом для каждой страсти, например, когда следует [говорить] громким голосом, когда тихим, когда средним, и как нужно пользоваться интонациями, например, прон­зительной, глухой и средней, и какие ритмы [употреблять] для каждого данного случая».

Знакомство с голосовыми характеристиками важно не для каждого, кто стремится научиться грамотно и прави­льно выражать свои мысли, а в основном для профессио­нальных ораторов (преподавателей, политиков, адвока­тов). Они должны иметь представление о тембре голоса, диапазоне, звучности; знать, как устроен голосовой аппа­рат человека (органы дыхания, резонаторы, вибраторы), чтобы всем этим правильно пользоваться в своем речевом действии, так как, например, «нужная» интонация (глав­ный способ выражения смыслов на этапе произнесения ) за­висит и от высоты, и от силы, и от тембра, который в свою очередь - от работы всего голосового аппарата. Но все это невозможно изучать в рамках риторики, поскольку пере­численное является скорее предметом техники речи.

Предметом внимания риторики являются все-таки не перечисленные характеристики голоса. Они, конечно, мо­гут затруднять восприятие речи, но не влияют на ее смысл и ничего не добавляют к ее форме. Важно ораторам научиться «звучать» приятно, уметь пользоваться теми голосовым средствам, которые способны повли­ять на смысл речи или дополнить ее форму тем, чего нель­зя было добавить на других этапах.

Риторика объединяет в себе признаки науки, поскольку в нейесть точно выписанные правила, которые должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Как наука риторикасодержит пять разделов:

- нахождение материала для последующего выступления или, как говорили в прежние времена, - «изобретение»;

- расположение материала в наилучшем для конкретной ре­чи порядке, соблюдение логичности и последовательности в изложении тезисов;

- выражение, под которым понималось учение о трех ора­торских стилях (высоком, среднем и низком) и о трех средствах возвышенного стиля - это отбор слов, сочета­ние слов и стилистических фигур (украшений), потому что риторы учили «высокому» стилю. Этот третий раздел ранее назывался отдельным термином - «элокуция»;

- запоминание, под которым понималось стремление за­учить текст выступления наизусть, запомнить как можно лучше все те тщательно продуманные места речи, которые
были заготовлены в предыдущем разделе: подобраны сло­ва, тщательно обдумана сочетаемость этих слов друг с другом и с теми стилистическими фигурами, которые ора­
тор решил использовать в выступлении;

- произнесение речи, как правило, в условиях судебного за­седания или перед толпой на площади, перед входом в го­сударственное учреждение.

Но в риторике сосредоточены и начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого вновь начинающего оратора. Учитывая эти обстоятельства, учителя риторики в Древнем мире обучали своих учеников во время бесед, прогулок, в ходе которых начинающие перенимали у старших все теправила и приемы, все те знания, умения и навыки, которые были созданы до них, и которыми уже овладели старшие поколения.

Ритор - оратор в Древней Греции и в Древнем Риме, а примерно с IIIв. до н. э. - еще и учитель практического красноречия вораторской школе. В широком смысле - преподаватель, квалификация которого позволяет ему успешно обучать ораторскомуискусству, искусству красноречия.

«Риторика», или «Основы ораторского ис­кусства», или «Русское красноречие», - это приблизительно один и тот же учебный курс, который до 1917 г был обязатель­ным предметом во многих учебных заведениях России, а теперь сбольшим или меньшим успехом восстанавливается в учебных планах высших и средних учебных заведений нашей страны.

Как учебный предмет риторика состоит из четырех частей:

- истории;

- теории;

- практики;

- техники.

Кому нужна риторика, почему её следует изучать как учебный предмет?

Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе новых мыслей, но­вых соотношений между старыми мыслями, наполнена уже из­вестными сентенциями, а нередко вообще не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим на работе, на улице, по телевизору - при трансля­ции из Государственной Думы или с заседаний нашего прави­тельства. И если внимательно прислушаться, можно встретиться с тем, что русский, родившийся за границей в третьем-четвертом поколении, говорит по-русски лучше, чем молодая и развязная корреспондентка, прожившая всю свою непродолжи­тельную жизнь в России.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно вы­ражать свои мысли. Именно этому и учит учебный предмет, ко­торый называется риторика, ораторское искусство или русское красноречие.

Итак, умение говорить хорошо по-русски необходимо всем, но особенно деловым людям: депутатам, министрам, руководите­лям, ученым, журналистам, а также родителям, учителям-препо­давателям, студентам, наконец, просто собеседникам.

Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что «если бы все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисцип­линой, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как ми­нимум, на один «балл» за счет того, что логичность, краткость отве­та и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание им предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего (по Д.Н. Александрову».

Конкретно владение данным предметом поможет каждому человеку:

- нанимаясь на новую работу, уметь так рассказать свою биографию начальнику, чтобы тому захотелось немедленно принять говорящего в число своих сотрудников;

- рассказывая новому коллективу свою биографию, заявить о себе как о человеке, с которым интересно и приятно го­ворить;

- получив от начальника задание на выполнение срочной ра­боты, сделать ее и отчитаться о ней так, чтобы начальник издал приказ о немедленном повышении отчитавшегося с соответствующим увеличением должностного оклада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: