Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Рассмотрите следующую ситуацию:

Ваша цель - попросить кого-то вернуть одолженные у вас деньги (допустим, терпеть ситуацию дольше у вас уже действительно нет воз­можности).

Предложите разные варианты просьбы, используя прямые и косвенные тактики речевого воздействия.

Какая просьба, по вашему мнению, наиболее эффективна. Почему?

А как вы бы отреагировали на разные варианты просьбы о возврате долга?

Упражнение 2

Используя материалы отрывка из статьи «Виды коммуникаций» из пособия «Психологические аспекты общения» (см. Приложение 7) и материал лекции, ответьте на следующие вопросы:

-Что дает специалисту для его деятельности знание невербальных средств общения?

- Какие невербальные средства общения вы знаете? В чем заключается знание их особенностей для вашей будущей деятельности?

Упражнение 3

Прокомментируйте слова С.Л. Рубинштейна:

«Этот язык располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения – это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвыситься над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносное значение».

Упражнение 4

Приведите примеры нормативных правил речевого воздействия.

Приведите примеры правил речевого воздействия.

Приведите примеры приемов речевого воздействия.

Упражнение 5

Прокомментируйте требования, предъявляемые к эффективным прямым тактикам речевого взаимодействия:

- сообщение предполагает, что коммуникативная цель говорящего не является предосудительной (то есть может быть указана в сообщении без ущерба для последнего);

- сообщение формулируется предельно четко и допускает лишь одно верное толкование;

- сообщение аргументировано или, по крайней мере, подлежит аргумен­тации в случае необходимости;

- аргументы - в том случае, если они есть, не содержат логических оши­бок;

- языковые единицы, отбираемые для сообщения, точно реферируют к речевой ситуации;

- языковые единицы, отбираемые для сообщения, в идеале однозначны, а выражаемые ими понятия определены и градуированы точно.

Упражнение 6

Прочитайте Дайджест книги Т. Моллой «Одежда для успеха» (см. Приложение 9) и ответьте на следующие вопросы:

- Почему является важным внешний облик делового человека?

- Как должен выглядеть деловой мужчина?

- Какие рекомендации по внешнему облику следует выполнять деловому мужчине?

- Каким образом одежда определяет ситуацию на работе?

- Какие советы следует соблюдать, выступая перед аудиторией?

- Какой должна быть внешность выступающего на телеэкране? Почему?

- Какие особенности аксессуаров следует соблюдать?

- Какие особенности следует соблюдать, когда разговор идет о прическе?

- Как должен выглядеть мужчина в присутствии подчиненных – женщин? Почему именно так?

Упражнение 7

Проанализируйте свою одежду, которой вы отдаете предпочтение в профессиональной деятельности. Найдите её плюсы и минусы. Что вы могли бы исправить в своем внешнем облике с целью большего привлечения внимания к себе и воздействия на других?

Упражнение 8

Прокомментируйте слова И. Гете: «Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри, - снаружи».

Упражнение 9

«Как заметил однажды признанный знаток людей, что легче из­менить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени инди­видуальный способ подносить ложку ко рту». Что вы думаете по этому поводу?

Упражнение 10

Лорд Честерфильд в «Письме к сыну» написал: «Образование приобретается чтением книг, но другое, более важное образование - знание мира, - приобретается только чтением людей и изучением различных их изданий». Прокомментируйте данное высказывание.

Упражнение 11

Прочитайте статью Д. Ниренберга, Г. Калеро «Как читать человека, словно книгу» (см. Приложение 8) и прокомментируйте ряд жестов, рассматриваемых в ней с точки зрения их применения в жизненных и профессиональных ситуациях.

Упражнение 12

Прокомментируйте данное утверждение:

«Деловой стиль одежды. Особенно это важно для жен­щины. Наиболее отвечает требованиям платье с длинным рукавом, самое авторитетное - серое в мелкую полоску, либо синее, коричневое, бежевое; очки в темной оправе; приближающийся к прямоугольнику силуэт. У мужчин - это темный костюм».

Согласны ли вы с ним?

Объясните, почему?

Предложите свой вариант деловой одежды, согласно особенностям вашей будущей профессии.

Упражнение 13

Представьте себе следующие ситуации:

1. Семен Давыдов, герой Шолохова, явил­ся на колхозное собрание в строгом темном костюме и в галстуке.

2. Оратор в «лекторской форме» на современном полевом стане или в цехе завода.

3. Человек приглашен выступить на открытии международного кинофестиваля или на презентации.

4. Черный костюм «лектора» из фильма «Карнавальная ночь», рассуждающего на но­вогоднем балу о том, есть ли жизнь на Марсе?

5. Грубый свитер в паре с мятыми джинсами на лауреате высокой премии в момент награждения.

Ответьте на следующие вопросы:

- Кто из героев представленных ситуаций может воспользоваться реко­мендацией относительно простоты и скромности костю­ма?

- Кто из героев представленных ситуаций может воспользоваться реко­мендацией относительно торжественности и парадности костю­ма?

- Соответствуют ли данные рекомендации предполагаемым ситуациям?

- В каких случаях усугубляется комичность ситуации, а в каких - чувство недовольства выступаю­щим.

- Подумайте, всегда ли ре­комендации о строгом костюме и скромности в одежде могут оказаться для оратора актуальными?

- Чем следует руководствоваться в выборе одежды?

- Следует ли учитывать ситуацию и потребности аудитории при выборе одежды?

Упражнение 14

Прочитайте рекомендации, помогающие определить состояние человека во время взаимодействия. Запомните их и используйте в своей профессиональной деятельности.

Для повышения эффективности взаимодействия и по­нимания собеседников важно уметь своевременно заметить и учесть сигналы тела для типичных ситуаций и переговоров:

1. Вовлеченность, интерес.

Основное правило: чем больше тело «раскрывается» и чем больше голова и туловище партнера наклоняются к вам, тем более он вовлечен, и наоборот.

Например, наступившая готовность к активным действи­ям, резкое вскидывание головы, ранее сравнительно рас­слабленное тело приобретает отчетливые признаки напряжения, например, верхняя часть туловища переходит из удобно откинутой на спинку кресла позиции в свобод­ную, прямую посадку.

2. Отвлечение из-за убывающего интереса.

Основное правило: чем больше партнер «закрывает» или «скрывает» части своего тела, чем более он отклоняется назад или отворачивается, тем сильнее отвлечение, если не отказ или защита!

3. Внутреннее беспокойство, неуверенность, сомнение, недоверие.

Внутреннее беспокойство, наступившая нервозность, не­рвное напряжение продолжающиеся ритмические дви­жения пальцев, ног, ступней или рук, часто с очень малой амплитудой (тогда беспокойство и напряжение еще нега­тивного рода), ритмически нарушенные движения повто­ряющегося характера (ерзанье по сиденью взад-вперед, неравномерное постукивание пальцем, вращение сигарет­ной пачки и т.п., прищуривание).

4. Задумчивость, раздумья, обстоятельные размышле­ния.

Взгляд вдаль при известной расслабленности, руки, за­ложенные за спину, медленное потирание лба стирающим движением, приоткрытые пальцы касаются рта, при этом взгляд направлен в неопределенное пространство, закры­тые на несколько мгновений глаза, язык проводится вдоль края губ, малоподвижная, но относительно богатая мимика при неактивной установке.

5. Усиливающееся отвлечение, отвращение, защита ак­тивного или пассивного рода.

Общее отворачивание лица от партнера, отклонение тела назад при этом вытягивание рук ладонями вперед.

Удивление, нежелание, возбуждение, гнев, ярость более или менее сильное напряжение, сильные удары ладонью или костяшками пальцев по столу, вертикальные складки на лбу, оскаливание зубов, «гримаса протеста, ошеломле­ния», стискивание челюстей, неуместные сильные и монотон­ные движения, покраснения, повышение громкости голоса.

Упражнение 15

Самостоятельно потренируйтесь в воспроизведении интонаций, предложенных в следующих примерах:

- дрожащий, срывающийся голос (сильное волне­ние);

- звенящий, восторженный голос (тоже сильное волнение);

- голос сочувствующий, соболезнующий;

- поставленный (креатив­ный) тон приказа, команды.

Постарайтесь войти в роль, вжиться в ситуацию. Если не получается, отметьте недостатки своего исполнения.

Составьте фреймы (сценарии) для каждого варианта.

Упражнение 16

Изобразите следующие состояния:

- множество видов улы­бок, усмешек, ухмылок, нахмуривания;

- мрачное выражение;

- плач и смех;

- глаза выражают любовь и ненависть, любопытство и без­различие, ликование и отчаяние;

- другие оттенки душевного со­стояния.

Упражнение 17

Опишите подробно состояние и позу, телодвижения человека в следующих ситуациях:

- радостная встреча;

- сдержанное поведение при встрече;

- разго­вор по телефону (составьте текст - реплики одной стороны);

- юбилей, застолье, поздравление - краткая застольная, поздра­вительная речь;

- в театре после спектакля, в гардеробе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: