(подготовительная группа).
Дети старше 6 лет активны, достаточно дисциплинированны, демонстрируют признаки волевых качеств. Несколько возрастает их способность к концентрации внимания, продолжительности активного внимания на занятии. Таким детям свойственна забота о младших, стремление обучать их, проявлять по отношению к ним покровительство. Поскольку задачами педагогического обучения детей 6 лет являются развитие у них способности к монологу, увеличение разнообразия речи и развития ее темпа, совершенствования структуры предложения, полезно поручать им объяснения правил гигиены полости рта младшим детям с соответствующей помощью воспитателя.
Практические навыки в основном формируются на основе полученных знаний.
С учетом уже имеющейся у детей ориентировки в пространстве необходимо закреплять у них умение различать зубы левой и правой стороны, верхние и нижние, переднюю и заднюю поверхность, формировать и закреплять понятие о том, что остатки пищи остаются между зубами, откуда их следует удалять движениями щетки сверху вниз или снизу вверх.
|
|
Используя умение ориентироваться во времени, надо учить детей последовательности чистки зубов. Примерным текстом может быть следующий: «Перед тем, как начать чистить зубы, нужно тщательно вымыть руки и прополоскать рот водой, потом взять зубную щетку и сполоснуть ее. После этого нанести на щетку пасту и чистить зубы. После чистки зубов щетку нужно тщательно вымыть, потом намылить и поставить в стакан головкой вверх. После этого умыть лицо и руки и вытереть их полотенцем».
Детей этой, подготовительной к школе, группы обучают заключительному, V этапу чистки зубов «подметающими» движениями, а также методам механотренировки зубов и челюстей.
Примерная схема гигиенического обучения детей в дошкольных учреждениях:
ГОиВ детей в дошкольных учреждениях | ||
I. Первая младшая группа (2-3 года) | 1. Надо много грызть («как зайка») - морковь, яблоки, капусту | 1. Есть жесткую пищу |
2. Зубы портятся от сладостей | 2. Не отказываться от несладкой пищи | |
3. Зарядка полезна для здоровья | 3. Съедать всю порцию | |
4. Нельзя сосать соску, пальцы и игрушки | 4. Не сосать соску, пальцы и игрушки | |
5. После еды и сладкого надо полоскать рот водой | 5. Удерживать воду во рту не глотая, а затем полоскать рот водой после еды и сладкого |
Продолжение табл. 7
Контингент | Формируемые представления | Вырабатываемые навыки |
II. Вторая младшая группа (3-4 года) | 1. Надо чистить зубы щеткой каждый вечер перед сном и утром после завтрака (полдника) | 1. Ежедневно чистить зубы |
2. «У каждого человека своя щетка: у больших - большая, у маленьких - маленькая» | 2. Иметь свою щетку и стакан для нее | |
3. Перед чисткой зубов надо мыть руки и щетку | 3. Перед чисткой зубов мыть руки и щетку | |
4а. На первом осеннем занятии [1],[2] «Начинаем чистить зубы, закрываем рот, ставим щетку на «грудку» верхних дальних зубов слева («щетка спрыгивает у двух зубов 5 раз»), затем более ближних, передних н дальних справа, затем чистим «грудку» нижних дальних зубов слева («щетка подпрыгивает у двух зубов 5 раз»), потом - более ближних, передних и дальних справа» | 4а. Чистить переднюю поверхность зубов вертикальными движениями (I этап) | |
4б. На втором весеннем занятии 1: «Отрываем рот, чистим «спинку» верхних дальних зубов слева («щетка спрыгивает у двух зубов 5 раз»)». И дальше в том же порядке | 4б. Чистить заднюю поверхность зубов вертикальными движениями (II этап) | |
5. Надо хранить зубную щетку намыленной в своем стакане головкой вверх | 5. После чистки зубов споласкивать рот, мыть лицо и руки, щетку намыливать и ставить в стакан головкой кверху | |
III. Средняя группа (4 - 5 лет) | 1. Жевать надо неторопливо, с закрытым ртом, не запивая | 1. Тщательно и энергично разжевывать пищу, не держать за щекой |
2. Вредно грызть ногти, игрушки, облизывать и закусывать губы, сосать язык | 2. Не грызть ногти, игрушки, не облизывать и не закусывать губы, не сосать язык | |
3. В каждую пору года надо иметь новую зубную щетку («весеннюю», «летнюю», «осеннюю», «зимнюю») | 3. Менять зубную щетку 4 раза в течение года |
Продолжение табл. 7
|
|
Контингент | Формируемые представления | Вырабатываемые навыки |
4. В зубах надо чистить не только «грудку» и «спинку», но и те стороны, на которых жуем. Открываем рот, ставим щетку на жевательную сторону верхних дальних зубов слева и щетка «бегает» по всем зубам от дальних слева до дальних справа и назад 5 раз в одну сторону, 5 раз - в другую. Затем просим щетку «побегать» по всем нижним зубам от дальних слева до дальних справа и назад по 5 раз | 4. Чистить жевательную поверхность зубов продольно (III этап) | |
5. Чистить зубы лучше пастой, которая «прогоняет» микробов. «Микробы - это маленькие жучки, которые портят зубы» | 5. Использовать пасту при чистке зубов | |
IV. Старшая группа (5-6 лет) | 1 Овощи, фрукты, молочные продукты - самые полезные, в них много витаминов, которые укрепляют здоровье детей и их зубов | 1. Не отказываться от растительно-молочной пищи |
2. Важно все делать по порядку | 2. Соблюдать режим дня | |
3. Вредно ходить, стоять, сидеть сутулясь, сгорбившись, спать на очень низкой и высокой подушке, на мягком и прогибающемся матраце - «от этого искривляются челюсти» | 3. Правильно ходить, сидеть, стоять, спать. Бороться с вредными привычками у себя и у других детей | |
4. Больные зубы надо лечить у врача-стоматолога. Его труд - важный и тяжелый, вести себя в кабинете врача нужно тихо, вежливо | 4. Усвоить необходимость лечения больных зубов, правила поведения в кабинете врача и обучать им младших детей | |
5. «Жевательную сторону зубов надо чистить не только по зубному ряду, но и спереди назад: открываем рот и ставим щетку на дальние верхние зубы слева, двигая щетку вперед и назад 5 раз у нескольких зубов и передвигаем ее к дальним верхним зубам справа; так же делать на нижних зубах» | 5. Чистить жевательную поверхность зубов поперечно (IV этап) | |
V. Подготови-тельная к школе группа (6-7 лет) | 1. Надо знать 10 правил приема пищи | 1. Усвоить правила приема пищи и объяснять их младшим детям |
2. Надо знать 10 правил чистки зубов | 2. Усвоить правила чистки зубов и объяснять их младшим детям |
Продолжение табл. 7
Контингент | Формируемые представления | Вырабатываемые навыки |
3. «После чистки жевательной стороны зубов нужно щеткой «подмести» все, что счищено». Для этого щетка начинает «подметать» от десны к зубам сначала вверху, потом внизу, от левых дальних зубов к правым дальним зубам» 2 | 3. Чистить зубы круговыми «подметающими» движениями (IV этап) | |
4. «Надо «закалять» зубы и челюсти, поочередно по много раз сжимая зубы слабо и крепко, захлопывая рот легко и сильно, двигая нижнюю челюсть вправо и влево, чтобы зубы скользили по зубам» 2 | 4. Ежедневно выполнять механическую тренировку зубов и челюстей путем различных по интенсивности движений для медленного сжатия челюстей, для быстрого закрывания рта, для смещения нижней челюсти в разные стороны; обучать этому младших детей | |
5. После чистки зубов следует выдавить пасту на палец и втирать в поверхность всех зубов в течение 2 мин | 5. Ежедневно после чистки зубов втирать профилактическую зубную пасту в поверхность зубов в течение 2 мин |
|
|