Прежде всего, при подготовке публичного выступления необходимо ответить на вопрос: «Что сказать?» (инвенция).
Исходя из этого, первоочередной задачей построения речи (текста)является подбор материала по выбранному вопросу. Причем подбирать материал автор выступления может как уже проверенными, отработанными методами, так и ориентируясь на собственную творческую индивидуальность, индивидуальные приемы работы.
Рассуждая о риторических способах убеждения, Аристотель пишет: «Что касается способов убеждения, то их три вида одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие - от того или другого настроения слушателя, третьи - от самой речи».
Таким образом, говорящий должен думать сразу в «трех измерениях»:
1) о том впечатлении, которое он сам производит на слушателей,
2) об эмоциях слушателей («о страстях», по Аристотелю),
3) о доказательствах самой речи («о доводах»).
Ясно, что описана трехчленная структура речевой ситуации говорящий - информация (речь) – адресат.
Итак, схема данного этапа состоит из трех частей, традиционно именуемых:
1) нравы,
2) страсти,
3) аргументы.
Эти три параметра обусловливают способ трактовки темы в зависимости от роли и места, диктуемых определенным «ораторским жанром», а также соотносительно с тем образом, который оратор предполагает создать у аудитории, от ожидаемой реакции аудитории.
То есть любое речевое высказывание, представляющее собой рассуждение, будет строиться на основании всем известных положений, которые и позволят оформить высказывание как рассуждение.
Все риторы, начиная с Аристотеля, подчеркивали, что все сюжеты, темы, объекты ораторского выступления имеют некоторое сходство и могут рассматриваться с общих точек зрения.
Такое «сходство» может быть внутренним, исходящим из самого предмета, - внутренние «общие места», и внешним, исходящим из посторонних свидетельств, - внешние «общие места». Выступая источником изобретения, «общие места» помогают организовать мысли, формируют речь, выступают как средство организации общения. Но при использовании их важно помнить, что перечень «общих мест» - это не инструкция, требующая точного исполнения. Это те общие, повторяющиеся приемы, с помощью которых вы будете создавать текст, вы вольны распоряжаться ими по своему усмотрению.
Прежде всего, задача автора - выбрать те «общие места», которые нужны ему в каждом отдельном случае, выбрать так, чтобы каждый из них явился в будущем тексте неотъемлемой частью, работающей на содержание.
Русские риторы (М.В. Ломоносов, Н.Ф. Кошанский, М.М. Сперанский идр.), как и античные, считали, что любая тема высказываемой или записываемой речи может быть охарактеризована по «общим местам». Причем уже сама тема содержит в себе некоторые из «общих мест», и они помогают более точно сформулировать ее. Тема речи должна быть разработана, т.е. подразделена на ряд подтем.
Античный канон предлагает систему «общих мест», каждое из которых является своего рода подтемой, а в совокупности они представляют «каркас» будущей темы. Причем это не искусственно придуманные смысловые отрезки, а средство порождения мысли, опорные инструменты для разработки темы. Важно помнить, что не всегда полный их набор нужен для удачного раскрытия предмета речи, необходимо научиться выбирать и пользоваться лишь самыми эффективными для той или иной темы.
Остановимся кратко на тех «общих местах», которые традиционно выделяются в современных исследованиях.
1. Род и вид (общее - частное). Размножение идеи происходит как бы по вертикали (вверх - вниз), от видового понятия к родовому и от родового к видовому.
Например, «очерк» как видовое понятие взойдет к родовому «публицистический жанр», разновидностями очерка будут проблемный, путевой и портретный.
Автор при разработке темы должен учитывать, в зависимости от своей задачи, есть ли необходимость описания разновидностей предмета речи, стоит ли останавливаться на одной разновидности и т.д.
В тексте конкретное «общее место» можно использовать по-разному: от перечисления и описания разновидностей идти к родовому понятию и наоборот. Умение разделять все на подвиды - очень важное умение, отражающее движение от общего к частному и от частного к общему.
2. Определение - раскрытие_содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение - значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи, возвести к единой идее представление о нем адресата.
Это необходимый компонент текста. В зависимости от цели автора определение может строиться на родовых-видовых понятиях, на перечислении свойств, на использовании метафор.
3. Целое – часть. Буквально это «общее место» означает следующее: восприняв и осмыслив предмет речи как целое, надо разделить его части и посмотреть, не будет ли какая-либо из частей эффективно и ярко играть на раскрытие темы.
Данное «общее место» отражает закон логики - от целого к частям и от частей к целому. Причем это должно быть не механическое деление конкретного предмета на части, а деление на основании некоторых принципов: либо выделяются функциональные части предметов, либо выделяются внешние, самые яркие детали.
4. Сравнение - это модель, позволяющая найти сходство между предметами сравнения, - это не только средство придания выразительности, но и средство познания мира. Для создания удачного сравнения необходимо найти сходство между предметами и отразить это сходство в тексте. Речь привлекает, если в ней есть два члена сравнения, желательно из отдаленных друг от друга родовых понятий.
5. Противопоставление. При поисках различного между предметами речи происходит тот же процесс, что и при выборе сравнения, только идёт поиск отличий. Введение подобного микротекста позволяет полнее, ярче, интереснее раскрыть тему.
6. Свойства. Данное «общее место» служит размножению идеи за счет описания свойств этой идеи. Условно все применяемые свойства можно разделить (по М. Ломоносову) на три группы:
1) «свойства материальные»;
2) «свойства жизненные», внутренние, принадлежащие живым существам: память, характер, страсти и т.д.;
3) свойства функциональные, то есть действия, которые может выполнять предмет.
Свойства служат для яркого, детального описания предмета речи.
За счет свойств тема получает более широкое развертывание и приобретает большие описательные возможности.
7. Имя. Данное «общее место» непосредственно связано с происхождением того слова, которое представляет собой предмет речи. Очень интересное и своеобразное «общее место», безусловно способное сделать текст ярче и интереснее в содержательном плане.
Обращение к происхождению слова может проходить по-разному:
- когда иностранное слово переводится на русский язык. Например: слово «инвенция» в переводе с греческого означает «изобретение, нахождение»;
- когда какой-либо человек получает дополнительную характеристику в имени. Например: «Александр от великого мужества назывался Великий»;
- когда имя объясняется за счет его происхождения, то есть чисто этимологически. Например, «Марина - бренная пена морская» (по М.В. Ломоносову);
- когда подбираются созвучные предмету речи слова, каким-то образом связанные с ним по смыслу. Например: «Осень. А рядом оса и осина. На одной хочется повеситься, а другая все жужжит и жужжит. Значит, следует жить».
8. Обстоятельства. Данная смысловая модель требуется тогда, когда есть необходимость описать как, где, когда, каким образом что-либо происходило. Ответы на эти вопросы помогают развить содержание. Особенно это важно в описаниях и повествованиях. В данное «общее место» включаются отдельно описываемые у М.В. Ломоносова «место», «время», «условие».
Невозможно, например, раскрыть тему путевого очерка, который представляет собой повествование с включением в него описаний, без этой смысловой модели.
9. Причина – следствие. Еще одна уникальная смысловая модель, показывающая отношения между явлениями в мире и между отдельными фрагментами в тексте. Чаще всего данное «общее место» применимо в рассуждениях.
Основная идея распространяется, когда описываются причины, производящие данную вещь, или следствия, к которым ведет одна из причин. Данная смысловая модель часто имеет речевое воплощение - «если... то...».
10. Последующее всегда идет за предыдущим. Данная смысловая модель показывает временное, последовательное развертывание предмета речи, с другой стороны - отражает мыслительный процесс: когда есть последующее, то должно быть и предыдущее, и наоборот.
Таковы внутренние «общие места», которые помогают развернуть идею, предмет речи.
К внешним «общим местам» обычно относят:
1. Титулы, звания, названия должностей.
2. Исторические справки.
3. Цифровые данные.
4. Биографические справки.
5. Свидетельства очевидцев, специалистов.
6. Цитаты.
Это те сведения, которые черпаются автором из дополнительных источников и предназначаются для более полного раскрытия темы.
Таким образом, «общие места» являются смысловыми субконцептами, наполняющими и развертывающими тему, они существуют независимо от того, знаком или нет автор текста с данными теоретико-риторическими понятиями. Обращение к ним - естественно для журналиста, стремящегося живо и убедительно рассказать об увиденном.
Если же использование «общих мест» станет моделью, с помощью которой журналист будет создавать речевое произведение, то, несомненно, это позволит создать тематически развернутый, интересный текст. Вот для чего необходимо знание риторического канона, определяющего «механизм» разработки и раскрытия темы.
Этап инвенции, обеспечивающий подбор материала, переходит в следующий этап - диспозицию.
1.6.2.2.2 Синтаксическое развертывание и офор мление материала
При описании этого этапа риторического канона разрабатывались вопросы синтаксического развертывания иоформления найденного материала, что равноценно поиску ответа на вопрос: «Где сказать?» (диспозиция).
Античный риторический канон предлагал четыре важнейшие части, определяющие линейную структуру речи:
1) введение,
2) рассказ или изложение,
3) повествование или способ убеждения,
4) заключение.
Сегодня композиция текста традиционно трехчастна:
Предисловие, или введение, может служить для того, «чтобы (слушатели) заранее знали, о чем будет идти речь, или показать цель, ради которой (произносится) речь.
Первое понятие речи и расположение к ней достигается именно ее началом, и поэтому оно должно сразу привлечь слушающего. Вступление к речи является обязательным элементом любого публичного выступления. Оно не должно быть страстным и задорным, а естественно, неторопливо, постепенно увлекая слушающих, должно подводить их к существу дела. Во вступлении может идти речь о месте и времени, о характере и свойствах; ритор может говорить от своего лица, от самой темы... Вступление должно быть ясным и кратким.
М.В. Ломоносов дал такое определение вступлению: «Вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей или читателей приуготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, понятно и прилежно оное слушали и читали». Уже в определении вступления автор называет ту главную функцию, которую оно должно выполнять, - подготавливать читателя и слушателя к восприятию основного содержания, содействовать адекватному пониманию содержания речи.
Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может был минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.
Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений (последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними).
Завязка - это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей.
В основной части необходимо четкое знание предмета, о котором идет речь, учет аудитории, для которой создается текст, соблюдение причинно-следственных отношений.
Безусловно, именно здесь, в основной части, располагается наибольшее количество фактического материала, который может информировать и убеждать слушателей.
Последняя часть - заключение, в котором оратору нужно:
1) постараться расположить слушателей к себе и дурно - к противнику;
2) применить преувеличение и умаление;
3) разжечь страсти слушателей;
4) напомнить, для чего произнесена речь».
Эти требования Аристотель предъявлял к устному тексту, но они применимы и к письменному с некоторыми модификациями.
Например, пункт первый в письменном тексте может означать высказывание положительного или отрицательного мнения автора по поводу изложенной темы.
В заключении нужно подвести итог тому, на основании чего дело доказано, то есть в заключении должно содержаться резюме всему тому, что было сказано в предыдущих частях.
Интересны и поучительны мысли М.М. Сперанского об этапе расположения материала: «Два главные правила расположения мыслей:
1. Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, смысл другой.
2. Все мысли должны быть подчинены одной главной. Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль: к сей-то мысли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к концу: иначе они будут введены без
причины, они будут излишни».
Главная причина, по которой этап диспозиции является необходимым и непосредственно предшествующим элокуции, обусловлена двумя фундаментальными свойствами речи - ее линейностью и дискретностью. «Набор» смысловых компонентов не может сразу стать речью, поскольку имеет нелинейную концентрацию. Эти особенности речи, к которым можно добавить также и связность, были прекрасно известны риторам. Поэтому важнейшим результатом этого раздела риторического учения явилось представление о возможности дать ораторам и создателям речевых высказываний стандартные, типовые рекомендации о составе и порядке следования композиционных частей ораторской речи.
Разрабатывались подобные теории применительно к речи вообще или к ее отдельным жанровым разновидностям. Возможно, современному журналисту покажутся неинтересными «модели» построения текста, но именно знание общих закономерностей создает возможности для интерпретации текста и для проявления индивидуальности при его создании. И человек, профессионально владеющий типовыми моделями, всегда в состоянии сделать нечто свое, особенное, отталкиваясь от известных образцов. Тем более это свойственно журналисту, для которого профессионально значимо знание структуры публицистических жанров (а это своего рода стандартные модели). Творческий же потенциал, талант публициста позволят сделать яркий, своеобразный текст, в котором будет легко просматриваться структура жанра.
Письменные тексты также делятся на три основные части - зачин, основная часть, заключение. Все названные требования переложимы и на письменные тексты.
Примечание:
Об элокуции – этапе украшения текста словами, использования аргументации см. подробнее в 1.7 «Риторические средства выражения», в 1.9 «Убеждающее выступление и его основные особенности».