Фигуры выделения - это фигуры, основанные на сопоставлении слов во фразе. Чаще всего они представляют собой разного вида повторы.
Повтор как фигура речи, риторическая фигура отличается следующими признаками:
- наличием целевой установки на выразительность текста., на его ритмику, усилие эффекта;
- включенностью в систему стилистических (риторических) фигур и, следовательно, наличием моделей и правил, типологией и терминами.
К разновидностям фигур выделения относятся:
1. Анафора - повторение в начале предложения одного и того же слова или группы слов. Например: «Но самое главное, на мой взгляд, атмосфера. Ее не передаст никакое телевидение. Ее надо было чувствовать, в ней надо было купаться».
2. Эпимона - повтор грамматических форм слова. Например: «Платить за пленку им надо в два раза больше, чем в магазине. Но платят - дорога ложка к обеду».
3. В ораторском искусстве особое значение имеет повтор. Повторяться могут слова, стоящие рядом друг сдругом в начале, середине или конце высказывания.
|
|
Повтор одного и того же слова усиливает его значение, подчеркивает важность определенного момента повествования. Повтор вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Слушатель постоянно воспринимает новую мысль, повторение же восполняет организующую функцию.
В риторике существует несколько классификаций повторов.
1 классификация.
Можно выделить следующие разновидности повторов: лексический, морфемный, синтаксический и семантический.
Лексический повтор - повторение в тексте всего заголовка в целом, отдельного слова или слов, при этом обращается внимание на смысл, заключенный в названии.
Лексические повторы наиболее часты, они используются в разных жанрах, особенно в поэтических, так как способствуют ритмике стиха:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
(А. Блок)
Здесь повтор сочетается с приемом перечисления - тоже, в сущности, повтором смысловым и синтаксическим.
Морфемныйповтор: повторяются корни, суффиксы, это создает внутреннюю рифму в прозе и в стихах:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
(Н.А. Некрасов)
Такие повторы могут сочетаться с градацией (повторы корня и убывающая градация):
Морены - это высокогорные россыпи огромных каменных глыб, камней помельче, многоцветной россыпи камешков (повторы и убывающая градация).
Синтаксические повторы, параллелизмы, подчеркивают ритмику речи, усиливают впечатление, экспрессию, напевность, используются в фольклоре и литературных произведениях, стилизованных под фольклор, близких к народной поэзии: «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
|
|
Анафора – единоначатие:
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом
(М. Светлов)
Эпифора - концовка:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А. Блок)
В прозе повторы также имеют место: умышленное повторение важной мысли, чаще не дословное, а в углубленных, усложненных вариантах; личностный, индивидуальный рефрен, которым оратор заканчивает любое публичное выступление (Карфаген должен быть разрушен!); в научном стиле, в рассуждении гипотеза (тезис) дается в начале и повторяется в конце, на этот раз с оценкой; в логической структуре повторяются аргументации; в бытовом общении - формы этикета и многое другое.
Повтором является и рефрен (припев) в песенном жанре, и повтор строки предыдущего сонета в начале следующего (в венке сонетов), и многочисленные повторы в народных пословицах (Ни радости вечной, ни печали бесконечной - В. Даль), и троекратные повторы в народных сказках, их сюжете, речах героев и т.д.
Повтор и в диалоге с самим собой как предвосхищение ответа:
- Что нам нужнее всего, без чего не прожить и минуты?
- Воздух!
- Бережем ли мы эту драгоценность?
- Нет, не бережем.
(Из газет)
Полисиндетон - повтор союзов - широко применяется и в поэзии, и в прозе:
Ох! Лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...
(А.С. Пушкин)
Семантический повтор - употребление в тексте слов, близких по смыслу, что объясняется желанием подробно раскрыть тему.
Например: «Ловят слонов так. Примечают тропу, по которой они ходят либо на водопой и купанье, либо в любимые им банановые кущи. Охотники строят поблизости из толстых бревен загон. В поимке лесных собратьев непременно участвуют и ручные слоны».
Как и во всем, в повторах нужна мера: и потому что есть тенденция превышения меры, и потому что они - стилистическое средство, либо понижающее планку стиля, либо повышающее планку поэтичности.
2 классификация.
По данной классификации выделяются следующие повторы:
Дословный повтор (особенно при восклицании и выражении основных мыслей). Пример: в своем выступлении 19 мая 1940 г. Черчилль не сказал просто: «Мы должны победить в этой войне», нам навязана эта война, но он многократно повторил важнейшее слово «conguer (победить). Он считал, что если Англия не выиграет войну, то варвары пройдут по всему миру: «если мы не победим, победить мы должны, мы победим непременно!»
Удвоение слов (geminatio ) - древняя риторическая фигура, которая играет особую роль в речи с выражением мнения. Здесь удвоение слов означает их усиление: «никто, никто не имеет на это права!» (или с промежуточными словами: «никто, абсолютно никто не имеет на это права!»). Частое употребление дословного повтора не рекомендуется из-за возможного эффекта «формальных заклинаний», которые так любят демагоги. Ле Бон констатирует: «Зачастую повторение действует, как доказанная истина».
Варьируемый повтор (повторение содержания, но в новом словесном оформлении Чем взыскательнее слушатели, тем необходимее вариация!).
Частичный повтор ( рафинирование). (Например: «я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз») Зачастую, как здесь, первое слово предложения или часть предложения повторяется (фигура анафора).
Типичный пример анафоры мы видим в речи сенатора Эдварда Кеннеди на траурной церемонии, посвященной убитому брату Роберту Кеннеди (08.06.1968): «Он видел несправедливость и пытался ее устранить. Он видел страдание и пытался его смягчить. Он видел войну и пытался покончить с нею».
|
|
Курт Шумахер в 1950 г. в Берлине сказал: «Суть государства не в правительстве, суть государства и не в оппозиции. Сутью государства являются правительство и оппозиция».
При случае повторяют также ключевые слова предложения (фигура эпифора).
Расширенный повтор. Повтор с включением новых слов, напряжение в речи: «Мы, не пережившие это время, не пережившие его осознанно, все же являемся приверженцами того, что» и т.д.
Цицерон не ограничился, например, скупой констатацией факта: «Все ненавидят тебя, Пизо». Он продолжает, далее детализируя: «Сенат ненавидит тебя... римские всадники не выносят твоего вида... римский народ желает твоей гибели... вся Италия проклинает тебя...».
К расширенному повтору относится разъяснение - это особая форма повтора. Выражение, которое выбрано первоначально, кажется слишком слабым. При известных обстоятельствах к нему возвращаются, его улучшают и поясняют. Древние риторики эту фигуру называли correc-tio (исправление). Например: «Я попросил господина Мейера поискать деловые бумаги; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести, наконец, деловые бумаги...»