РАЗВИТИЕ АНАТОМИИ, ХИРУРГИИ,
АСЕПТИКИ И АНТИСЕПТИКИ,
МИКРОБИОЛОГИИ В ЭПОХУ
НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов
Гомель 2007
Составитель: Петрова, Н.П.
Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины по теме: Развитие анатомии, хирургии, асептики и антисептики, микробиологии в эпоху Нового времени.Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено на заседании кафедры
протокол № ______
от «_____»_________________2007
для внутрикафедрального пользования
ТЕМА: РАЗВИТИЕ ХИРУРГИИ, АСЕПТИКИ
И АНТИСЕПТИКИ, МИКРОБИОЛОГИИ В ЭПОХУ
НОВОГО ВРЕМЕНИ
ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.
Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.
В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний и подведение итогов занятия.
3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины Нового времени позволяет осмыслить значение открытий этого периода. Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в БССР и Республике Беларусь.
4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить историю развития анатомии, хирургии, асептики и антисептики, микробиологии в эпоху Нового времени; усвоить особенности и отличительные черты медицины данного периода.
5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: обобщить и проанализировать процесс развития анатомии, хирургии, асептики и антисептики, микробиологии в эпоху Нового времени.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ.
Студент должен знать:
― источники изучения медицины Нового времени;
― особенности развития топографической анатомии;
― развитие полостной хирургии;
― особенности асептики и антисептики;
― развитие микробиологии и иммунологии.
Студент должен уметь:
― находить исторический источник;
― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах и для совершенствования своей профессиональной деятельности;
― анализировать основные черты развития анатомии, хирургии, асептики и антисептики, микробиологии в эпоху Нового времени;
― определять и анализировать важнейшие открытия и достижения в области медицины данного периода.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН.
1. Условно-хронологические границы эпохи Нового времени.
2. Социальный прогресс эпохи Нового времени и его влияние на развитие медицины.
3. Политическое и экономическое положение в России во второй половине XVII―начале XX вв.
4. Естественнонаучные открытия XX в., тесно связанные с развитием медицины.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Особенности медицины в Российской империи.
2. Учение об общем и местном обезболивании. История открытия наркоза.
4. Бескровная хирургия. Развитие полостной хирургии.
5. Разработка принципов асептики и антисептики.
6. Открытие групп крови.
7. Первые опыты по переливанию крови.
8. Зарождение микробиологии, иммунологии и вирусологии.
9. Создание и применение вакцин и сывороток.
10. Лауреаты Нобелевских премий в области микробиологии и хирургии.