Приступая к изучению данной темы, надо выяснить роль и значение средневековья в истории мировой культуры, обратить внимание на разные точки зрения в оценке этой эпохи (гуманисты Возрождения, рационализм XVII века, французские просветители XVIII века, романтизм XIX, неотомизм XX вв.), понять причины данных разночтений. С этой целью следует отметить двойственный характер изучаемого времени: с одной стороны, забвение достижений античной культуры, с другой - постепенное накопление сил для дальнейшего развития, вызревание в её недрах культуры Ренессанса. Важно рассмотреть источники средневековой культуры:
1) взаимопроникновение элементов античной культуры и варварской стихии;
2) христианства и культуры позднего Рима.
Далее необходимо остановиться на характеристике важнейшей особенности средневековой культуры - роли и влиянии христианского вероучения и христианской церкви в формировании её ценностей.
В этой связи следует обозначить особенности религиозного сознания, выделив три из них (символичность, догматичность и каноничность). При этом не забыв о игре воображения, которое являлось неотъемлемой частью представлений людей о мире, что найдет отражение в практике средневекового искусства.
|
|
Далее следует выделить три периода в эпохе средневековья и дать им характеристику;
Раннее средневековье (V-XI вв.):
- появление религии - христианства; развитие теологии - богословия;
появление первых университетов; формирование группы романских языков;
распространение романского архитектурного стиля; существование
литературы в виде средневекового эпоса — песенной истории народа.
Высокое средневековье (XII век):
- вытеснение романского стиля готикой - архитектурным стилем,
ставшим визитной карточкой средневековья и синтезирующим духовную и
светскую жизнь человека; зарождение и распространение рыцарской
культуры.
Позднее средневековье (XIII-XV вв.):
- появление мистики как переживания в экстазе непосредственного
единения с богом; распространение ереси — инакомыслия, что в то время
означало отступление от божественной истины. Становится очевидным, что
эпоха средневековья обладала собственной логикой и собственным видением
мира: идея Бога, вера в Бога становятся высшими ценностями культуры
данной эпохи.
Опираясь на знание духовных доминант эпохи, можно перейти непосредственно к анализу культурыи искусства средневековья, выделив такие виды творчества, как архитектура, литература, музыка. Особое внимание необходимо уделить памятникам романского и готического стилей в архитектуре, используя сравнительный анализ.
При характеристике романского стиля можно учесть мнение французского ваятеля Родена: романская архитектура «ставит человека на колени», воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность».
|
|
Давая оценку готическому стилю, следует исходить из предназначения готического собора, как наглядного воплощения божественного космоса. Отсюда и его полифункциональность, и способность совместить в единое целое все виды искусства: скульптуру, расположенную в нишах, архитектуру, полифоничность музыки и орнаментального декора.
Особое место в данной эпохе занимает народная смеховая культура, представленная как словесными видами творчества, так и зрелищными формами. Сущность её особенно ярко проявляется в карнавалах с их перевертыванием привычных иерархических представлений о «верхе» и «низе», мирском и божественном.
Особую роль играет комическое, которое выступает одновременно как выражение изобилия и плодородия жизни, своего рода эстетическая «дистанция», а также как источник преодоления страха и суеверий, выполняя при этом очищающую социально-критическую, антиклерикальную функцию.
В заключение необходимо обратить внимание на противоречивость данной культуры, которая выступала, по сути, движущей силой её развития, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу. Однако для того, чтобы это действительно произошло, нужен был переворот в мировоззрении человека. Он произойдет в следующую эпоху - Возрождения.
Вопросы и задания:
1. С чем связано положениеоб упадке культуры и «тьме»
средневековья? Согласны ли Вы с этим? Приведите аргументы «за»
и «против».
2. Что представляет собой сознание средневекового человека и как
оно отражалось в искусстве?
3. Что представляет собой символика как способ мышления? Какую
роль выполняет художественная символика в искусстве
средневековья?
4. «...XIX век французской поэзии черпал свою силу из той же
национальной сокровищницы - готики» (Мандельштам О. Камень).
Справедливо ли, на ваш взгляд, это утверждение и чем оно
обосновывается в данном случае?
5. Чем были обусловлены особенности архитектурного решения в
романском и готическом стилях?
6. Оцените роль городов как центров образования, науки и культуры в
средневековой Европе. Каковы особенности их архитектуры?
7. Каковы особенности готического искусства Франции, Германии,
Англии, Испании и Италии?
Определите основные различия рыцарской и городской культуры.