Начало описаний

Denique sit quodvis simplex dumtaxat et unum. Hor. [24]

§ 1. Первый и лучший наставник в расположении описаний – сама природа, знакомая и детям. Она показывает главные, постоянные правила, нам остается только следовать.

§ 2. Природа представляет каждый предмет отдельно и просто. Отделяйте и вы предмет данный, или избранный вами для описания от всех прочих, и дайте ему простоту и единство. (Напр.: водопад, Луна, дуб, холм, пещера. Sit simplex et unum.[25])

Примеч. Простота служит основанием всему высокому и прекрасному, а единством возбуждается интерес или занимательность.

§ 3. Природа, представляя предмет в свое время, в своем месте, во всех оттенках и переливах света и жизни, придает всем частям его естественную свежесть и приятность, но всегда одним чем-нибудь пленяет нас больше, нежели всем прочим. Придавая подобную свежесть вашему описанию, сберегайте и вы силу чувств, или красоту мыслей для одного какого-либо места, особенно к концу. – Это называется интересом описания.

Примеч. Интерес – в отношении к читателю – есть его удовольствие, его участие в чувствах автора или в положении предмета. Сие чувство неизъясни-мо и рождается, может быть, от применения к себе, или, по словам Карамзина, от тайной симпатии его [читателя] с автором.

§ 4. В природе всякий отдельный предмет имеет свои части, из коих главнейшие: начало, средина, конец. Сии части и их порядок должны быть основанием расположения в вашем описании.

§ 5. Итак, всякое описание, как полное сочинение, должно иметь простоту и единство предмета, интерес, или занимательность, и три главнейших части: начало, средину, конец.

Примеч. Описания бывают физические и нравственные: физическими называются те, коих предмет взят из натуры и подвержен чувствам [напр.: ручей, холм, долина ], а нравственными – те, коих содержанием бывают отвлеченные понятия, постигаемые только умом и воображением [напр.: вера, надежда, любовь ].

§ 6. Начало описания физического и нравственного может быть различно, но всегда должно быть естественно, кратко и отдельно. Главнейших правил для начала описаний четыре:

§ 7. [I] Начинают обращением к предмету. Пылкое воображение молодого писателя обращается прямо к предмету, хотя бы он был далек или бездушен: как будто сей предмет может слышать и разуметь его. – Это бывает в живом и сильном чувстве.

§ 8. [II] Начинают временем дня или года: явлением зари, восходом солнца, склонением его к западу, торжественным безмолвием ночи, новой жизнию весны, зноем лета, хладом осени, вьюгами зимы и пр.

§ 9. [III] Начинают местом: описанием горы, холма, рощи, пустыни, окрестностей, посторонностей – или картиною моря, озера, величественной реки, потока и пр. и потом переходят к главному предмету, на котором останавливают внимание.

§ 10. [IV] Наконец, начинают случайностями: прогулкою, путешествием, нечаянною встречей и подобными обстоятельствами; потом нечувствительно останавливают внимание на главном предмете.

Примеч. Все сии правила требуют собственных соображений: какой предмет, чем начать лучше и приличнее?.. Тут очень полезно для начинающего собственное размышление и решимость следовать собственному чувству.

XV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: