Происхождение письма, правил и всех родов прозы

§ 45. Человек в юности был поэтом. Словесность в колыбели соединялась с музыкой и пением. Величие Творца, красоты создания, сильные чувства, великие события, самая нравственность и философия предлагаемы были в мере, для пения... мера и пение облегчали память и передавали мысли, чувства и события отдаленнейшему потомству.

Справедливо заключают, что первые философы, моралисты, законодатели и учители рода человеческого были поэты. Они украшали истину цветами вымыслов и предлагали правила в мере стихов для того, вероятно,чтобы пленить воображение и удобнее напечатлеть в памяти. Ибо искусство писать было редко и малоизвестно.

§ 46. Изобретение письма (scriptura) было следствием образования языка. Оно гораздо позднее. До изобретения его употребляли памятники: столбы, кучи камней, насыпи, и „старец, указывая юноше на высокую могилу, повествовал о делах лежащего в ней героя“ (Кар.) (прибавл. 15).

15. Или употребляли знаки: так, Иденфирс, царь скифский, послал Дарию, далеко зашедшему в Скифию, птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Это значило: если персы не обратятся в птицу и не улетят, или в мышь и не зароются в землю, или в лягушку и не станут прыгать по болотам, то им не избегнуть скифских стрел.

§ 47. Первый шаг к изобретению письма было простое изображение предметов. Так, мексиканцы донесли царю Монтецуме о прибытии испанцев, изобразив флот испанский в картине. Но отвлеченные предметы не изображаются, для сего взяли символы, т. е. подобия. Например, глаз значил провидение; круг – вечность; лук со стрелой – войну; лестница у стены – осаду и пр.

Аллегорическое и символическое изображение предметов подвергалось переменам, сокращениям и произвольным знакам. Отсюда иероглифы и письмо китайцев (прибавл. 16).

16. Так, на одном египетском храме найден иероглиф: „младенец – старец – орел – рыба – змея“. Сии пять слов читают: входящий и выходящий (т. е. в храм и из храма) помни, что Бог не любит вражды.

§ 48. Второй шаг к письму было изображение не предметов, но одинаковых звуков голоса, складов (syllabaria). Сие изображение приписывают браминам. Наконец, изобрели несколько букв – величайшее
и благодетельнейшее открытие для человечества.
– Но эпоха изобретения и изобретатель не известны.

Письмо было известно в самое отдаленное время. О нем упоминается в Библии (Исх., гл. 17, ст. 14; гл. 24, ст. 4; гл. 34, ст. 27 и 28). Греки и римляне приписывали сие изобретение финикийцам: Тауту, Кадму, Эвандру (Плиний Hist. Nat. LVC, 12. Лукан Phars. LIII, v. 220). Сперва писали на камнях, металле,
дереве, коре, листьях папира, навощенных дощечках и пр. и употребляли резец, стиль, тростник и пр. Направление письма было во все стороны: сверху вниз и наоборот, от правой к левой попеременно (браздами) и пр.

Сходство всех европейских букв показывает, что источник их один и тот же. Буквы обыкновенно изображаются для зрения,но могут быть изображаемы для осязания (например, выпуклая печать для слепых или навязывание раз-
ных узелков, означающих разные буквы, на древесных лычках) и для слуха, т. е. известная нота означает известную букву – так можно говорить на инстру-ментах.

§ 49. Люди несравненно прежде говорили, нежели знали правила, по коим говорят. Прежде были образцы поэзии и красноречия, нежели составляли им правила. Гений всегда производил сам собою и озарял мрак пустыни. Вкус наблюдал полеты гения и что находил в них согласного с натурою и разумом, то обращал в правила для неопытных. (Esse eloquentiam non ex artificio, sed artificium ex eloquentia natum. Cic. [74])

Греки из наблюдений составили правила языка и словесности. Они примечали, как слова в известных случаях изменяются, – этимология; как соединяются для составления мыслей – синтаксис; как пишутся – орфография; и как произносятся – просодия. Сии наблюдения обратились в правила и составили грамматику. Таким же образом из наблюдений составились правила поэзии и реторики.

§ 50. С распространением искусства писать открылось удобство сообщать мысли отсутствующим. Может быть,первое употребление сего искусства обращено было на памятники и на письма. Начало писем должно быть современно искусству писать.

Необходимость сообщать мысли отсутствующим есть потребность первого рода и вначале не составляла изящного искусства, но усовершение писем ныне достигло степени изящных произведений.

§ 51. Изустные поэтические предания, украшенные и возвышенные чудесным, переходили из рода в род и сохраняли память событий. Но опытные мужи начали отделять вымыслы от истины, чудес-
ные украшения от действительных событий и положили начало повествованию, летописям, истории.

Повествования – исключая письма – самый древний род прозы. Он произошел от поэзии и следовал за нею. Греки, после Орфея и Гомера,не имеют ничего древнее „Истории“ Геродота. Римские, даже поэты Энний и Невий,писали историю Рима стихами, но их летописец Фабий Пиктор древнее всех прозаиков. У нас после Баянов, перевода церковных книг и некоторых узаконений нет ничего древнее Нестора.

§ 52. Историки, повествуя о великих мужах и их подвигах, передавали и речи их обдуманные, обработанные. Пример историков, неравнодушных к красотам слога, возбудил внимание греков, заставил их обрабатывать свои народные речи и подал повод к ораторскому красноречию.

Так Демосфен – предание гласит – дважды переписывал „Историю“ Фукидида и знал ее наизусть, готовясь быть оратором.

§ 53. Распространение философии и способ Сократов учить сей науке подали повод к разговорам. Они по происхождению позднее, а по употреблению в наше время реже первых трех родов прозы.

§ 54. Наконец, с умножением знаний, с распространением наук, с началом догматической критики явились ученые сочинения и учебные книги,которые, распространив пределы прозы и обняв все, не подходящее к первым 4 родам ее, заключили все сочинения прозы (прибавл. 17).

17. Примеч. 1. Многие разделяют все прозаические сочинения по предмету и по форме, но всякому предмету можно дать всякую форму. Иные следуют естественному ходу прозы в том порядке, в каком, вероятно, явились все роды ее один за другим. Но удобнейшая метода учения требует начинать легчайшим и постепенно переходить к труднейшему. Следуя сему правилу, частная реторика моя показывает: 1) письма, 2) разговоры, 3) повествование, 4) ораторство и 5) ученость, поставив себе правилом рассматривать: а) содержание, или предмет каждого сочинения; б) цель его; в) удобнейшее расположение или форму; г) главнейшие достоинства и недостатки; д) если род прозы – исчислять его виды; е) если вид – показывать лучшие сочинения и главнейших писателей. Примеч. 2. При указании писателей начинал я с греков и римлян: они служат основанием. Все сказанное об них едва ли составит 1 лист и почти не увеличивает книжки. – У новых народов ограничивался я одними именами славнейших писателей: всякая подробность вывела бы меня за границу моего начертания. При указании творений отечественных я должен был – при всей краткости – ограничиться только важнейшими и жалею душевно, что не мог говорить о многих писателях достойных, но утешаюсь мыслию, что об них узнают сами будущие соперники их, услышав от почтеннейших наставников или от молвы народной. Дополнять до современности есть дело преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: