§ 45. Человек в юности был поэтом. Словесность в колыбели соединялась с музыкой и пением. Величие Творца, красоты создания, сильные чувства, великие события, самая нравственность и философия предлагаемы были в мере, для пения... мера и пение облегчали память и передавали мысли, чувства и события отдаленнейшему потомству.
Справедливо заключают, что первые философы, моралисты, законодатели и учители рода человеческого были поэты. Они украшали истину цветами вымыслов и предлагали правила в мере стихов для того, вероятно,чтобы пленить воображение и удобнее напечатлеть в памяти. Ибо искусство писать было редко и малоизвестно.
§ 46. Изобретение письма (scriptura) было следствием образования языка. Оно гораздо позднее. До изобретения его употребляли памятники: столбы, кучи камней, насыпи, и „старец, указывая юноше на высокую могилу, повествовал о делах лежащего в ней героя“ (Кар.) (прибавл. 15).
15. Или употребляли знаки: так, Иденфирс, царь скифский, послал Дарию, далеко зашедшему в Скифию, птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Это значило: если персы не обратятся в птицу и не улетят, или в мышь и не зароются в землю, или в лягушку и не станут прыгать по болотам, то им не избегнуть скифских стрел. |
§ 47. Первый шаг к изобретению письма было простое изображение предметов. Так, мексиканцы донесли царю Монтецуме о прибытии испанцев, изобразив флот испанский в картине. Но отвлеченные предметы не изображаются, для сего взяли символы, т. е. подобия. Например, глаз значил провидение; круг – вечность; лук со стрелой – войну; лестница у стены – осаду и пр.
|
|
Аллегорическое и символическое изображение предметов подвергалось переменам, сокращениям и произвольным знакам. Отсюда иероглифы и письмо китайцев (прибавл. 16).
16. Так, на одном египетском храме найден иероглиф: „младенец – старец – орел – рыба – змея“. Сии пять слов читают: входящий и выходящий (т. е. в храм и из храма) помни, что Бог не любит вражды. |
§ 48. Второй шаг к письму было изображение не предметов, но одинаковых звуков голоса, складов (syllabaria). Сие изображение приписывают браминам. Наконец, изобрели несколько букв – величайшее
и благодетельнейшее открытие для человечества. – Но эпоха изобретения и изобретатель не известны.
Письмо было известно в самое отдаленное время. О нем упоминается в Библии (Исх., гл. 17, ст. 14; гл. 24, ст. 4; гл. 34, ст. 27 и 28). Греки и римляне приписывали сие изобретение финикийцам: Тауту, Кадму, Эвандру (Плиний Hist. Nat. LVC, 12. Лукан Phars. LIII, v. 220). Сперва писали на камнях, металле,
дереве, коре, листьях папира, навощенных дощечках и пр. и употребляли резец, стиль, тростник и пр. Направление письма было во все стороны: сверху вниз и наоборот, от правой к левой попеременно (браздами) и пр.
|
|
Сходство всех европейских букв показывает, что источник их один и тот же. Буквы обыкновенно изображаются для зрения,но могут быть изображаемы для осязания (например, выпуклая печать для слепых или навязывание раз-
ных узелков, означающих разные буквы, на древесных лычках) и для слуха, т. е. известная нота означает известную букву – так можно говорить на инстру-ментах.
§ 49. Люди несравненно прежде говорили, нежели знали правила, по коим говорят. Прежде были образцы поэзии и красноречия, нежели составляли им правила. Гений всегда производил сам собою и озарял мрак пустыни. Вкус наблюдал полеты гения и что находил в них согласного с натурою и разумом, то обращал в правила для неопытных. (Esse eloquentiam non ex artificio, sed artificium ex eloquentia natum. Cic. [74])
Греки из наблюдений составили правила языка и словесности. Они примечали, как слова в известных случаях изменяются, – этимология; как соединяются для составления мыслей – синтаксис; как пишутся – орфография; и как произносятся – просодия. Сии наблюдения обратились в правила и составили грамматику. Таким же образом из наблюдений составились правила поэзии и реторики.
§ 50. С распространением искусства писать открылось удобство сообщать мысли отсутствующим. Может быть,первое употребление сего искусства обращено было на памятники и на письма. Начало писем должно быть современно искусству писать.
Необходимость сообщать мысли отсутствующим есть потребность первого рода и вначале не составляла изящного искусства, но усовершение писем ныне достигло степени изящных произведений.
§ 51. Изустные поэтические предания, украшенные и возвышенные чудесным, переходили из рода в род и сохраняли память событий. Но опытные мужи начали отделять вымыслы от истины, чудес-
ные украшения от действительных событий и положили начало повествованию, летописям, истории.
Повествования – исключая письма – самый древний род прозы. Он произошел от поэзии и следовал за нею. Греки, после Орфея и Гомера,не имеют ничего древнее „Истории“ Геродота. Римские, даже поэты Энний и Невий,писали историю Рима стихами, но их летописец Фабий Пиктор древнее всех прозаиков. У нас после Баянов, перевода церковных книг и некоторых узаконений нет ничего древнее Нестора.
§ 52. Историки, повествуя о великих мужах и их подвигах, передавали и речи их обдуманные, обработанные. Пример историков, неравнодушных к красотам слога, возбудил внимание греков, заставил их обрабатывать свои народные речи и подал повод к ораторскому красноречию.
Так Демосфен – предание гласит – дважды переписывал „Историю“ Фукидида и знал ее наизусть, готовясь быть оратором.
§ 53. Распространение философии и способ Сократов учить сей науке подали повод к разговорам. Они по происхождению позднее, а по употреблению в наше время реже первых трех родов прозы.
§ 54. Наконец, с умножением знаний, с распространением наук, с началом догматической критики явились ученые сочинения и учебные книги,которые, распространив пределы прозы и обняв все, не подходящее к первым 4 родам ее, заключили все сочинения прозы (прибавл. 17).
17. Примеч. 1. Многие разделяют все прозаические сочинения по предмету и по форме, но всякому предмету можно дать всякую форму. Иные следуют естественному ходу прозы в том порядке, в каком, вероятно, явились все роды ее один за другим. Но удобнейшая метода учения требует начинать легчайшим и постепенно переходить к труднейшему. Следуя сему правилу, частная реторика моя показывает: 1) письма, 2) разговоры, 3) повествование, 4) ораторство и 5) ученость, поставив себе правилом рассматривать: а) содержание, или предмет каждого сочинения; б) цель его; в) удобнейшее расположение или форму; г) главнейшие достоинства и недостатки; д) если род прозы – исчислять его виды; е) если вид – показывать лучшие сочинения и главнейших писателей. Примеч. 2. При указании писателей начинал я с греков и римлян: они служат основанием. Все сказанное об них едва ли составит 1 лист и почти не увеличивает книжки. – У новых народов ограничивался я одними именами славнейших писателей: всякая подробность вывела бы меня за границу моего начертания. При указании творений отечественных я должен был – при всей краткости – ограничиться только важнейшими и жалею душевно, что не мог говорить о многих писателях достойных, но утешаюсь мыслию, что об них узнают сами будущие соперники их, услышав от почтеннейших наставников или от молвы народной. Дополнять до современности есть дело преподавателя. |
|
|