Ораторское расположение

§ 250. Второй долг оратора – расположить свою речь. Ораторская речь имеет части: I. Приступ, предложение, разделение.
II. Рассуждение: историческое изложение, или доказательства, и опровержения – существенная часть речи. III. Заключение.

§ 251. Приступ (exordium) – искание благосклонности, приготовление слушателей к делу – требует всей скромности, приличия, благоразумия и кончится предложением (propositio). За ним следует разделение (partitio).

В духовных речах приступ начинается текстом Св. Писания. Но бывают приступы и без текста. Например, речь Платона на коронацию. Бывают речи и без приступа (ex abrupto), например, речь Цицерона против Катилины 1-я.

§ 252. Рассуждение (tractatio) в исторической речи содержит изложение подвигов, препятствий, сил души, добродетели героя и прочее. В догматической и судебной – доказательства и опровержения – движения страстей, убеждение и прочее.

Но оратор – не историк, он излагает подвиги согласно со своей целью: иногда только важнейшие, иногда подвиги разных родов: геройские, законодательные, христианские и пр. В догматических речах доказательства располагаются: иногда сильнейшие – в начале и в конце, а в средине – слабейшие; иногда начинают слабейшими и постепенно переходят к сильнейшим и пр.

§ 253. Заключение (peroratio) почти всегда состоит в желаниях и в обращениях: в исторических речах – к герою, к Провидению, к согражданам; в духовных – к Богу, к слушателям; в судебных – к судьям, иногда с повторением важнейших убеждений и пр.

§ 254. Примеры убедительнее правил. Рассмотрим расположение речей: Ломоносова Петру I и Карамзина Екатерине II. Мы увидим на самом деле, как ораторы располагают речи. Вот Похвальное слово Петру.

Приступ: Ломоносов доказывает, что коронование Елисаветы (празднество, в которое говорена речь) так же ознаменовано чудесным Промыслом, как ее рождение (почти в одно время с победою Полтавскою) и восшествие на престол. И так как она и дщерь, и наследница дел и славы Петра, то предложение (слова оратора) „Похваляя Петра, похвалим Елисавету“ – разделение речи. Оратор делит слово свое на три части: I. Рассматривает важнейшие дела Петра. II. Все преодоленные им препятствия. III. Показывает добродетели Петра.

Рассуждение: Изложение подвигов. Часть I. 1) Петр вводит науки и художества, особенно математические и горные. 2) Он, будучи 12 лет, учит потешное регулярное войско, сам проходит все нижние чины и усовершает дисциплину, потом ведет войну, и, хотя первое сражение под Нарвой неудачно от несогласия вождей, но войско отступает с честию и в следующее лето одерживает победы: 3) под Лесным, под Полтавою. 4) Наконец, Петр торжествует мир и дает указ Сенату содержать постоянно регулярное войско и в мирное время. – Оратор переходит к флоту и изображает, 5) как Петр сам испытывает все
мастерства и работы, путешествует в Голландию для узнания кораблестроения, собственными руками делает корабли и в Британии достигает совершенства в теории и практике мореплавания. 6) Наконец, Петр воздает воинские почести ветхому ботику, который вдохнул в него мысль о флоте. – Далее оратор изображает, 7) как Петр велит исчислить подданных, утвердить каждого на месте, налагает легкую подать и, тем уничтожив бродяжничество и разбои, умножает внутренние государственные доходы и, 8) открыв порты, увеличивает доходы внешние столько, что Россия, ведя войну 20 лет, не имеет долгов. – Наконец, оратор представляет, 9) как Петр вводит правосудие, учреждает правительствующий Сенат, Святейший Синод, государственные коллегии и другие присутственные места, с узаконениями, регламентами, уставами и пр., учре-
ждает знаки отличия за заслуги.

Часть II. Оратор излагает преодоленные препятствия, 10) как Петр едва перешел с посольством границу и должен был спешить назад для прекращения коварств и крамолы; потом, отправясь вновь в путешествие, скоро должен был возвратиться для усмирения бунта. Извне воевала Швеция, Польша, Крым, Персия, Оттоманская Порта; внутри беспокоили стрельцы, разбойники, казаки, раскольники; в собственном доме устроялись предательства от кровных. Но Бог спасал Петра и возвысил Россию, „однако оных (опасностей и препятствий), как по всему свету извещенных, не упоминаю“ – говорит оратор, и сия часть кратка в сравнении с первой и последней.

Часть III. Оратор показывает добродетели Петра. 11) По благочестию Петр в храме стоял и действовал наряду с певцами и, встречая тело Святого Благоверного Кн. Александра, сам правил рулем, а первейшие чины были гребцами. 12) Премудрость Петра являлась в важности суждений, в краткости слов, в стремлении к познаниям, в благоразумных разговорах, даже во взорах и во всем лице его. 13) Величие души Петра оказывалось еще в детстве, при военных обычаях, при метании бомб; он презирал опасности в путешествиях, бури веселили его на море. 14) Мужество его не страшилось пуль под Полтавою, ни знойных песков в Персии. Он побеждал оружием и великодушием: воздавая почести пленным шведам, называл их учителями. 15) Петр считал первым долгом государей награждать за заслуги и наказывать преступления. 16) Правда его требовала строгости в наказании бунтов, но милость многих щадила.
17) Снисходительность его беспримерна: можно было встретить Петра, идти с ним и говорить о чем угодно; часто беднейшие хижины вмещали Его Величество. 18) Трудолюбие Петра участвовало в строении кораблей, пристаней, крепостей; везде сам он был и показателем в труде, и ободрителем, и наградителем. 19) Наконец, всеобъемлющий гений Петра уподоблял его на земле Богу. 20) Он назван отцом Отечества, но сего мало: он родил нам Елисавету.

Заключение: 21) обращение к Богу; 22) обращение к тени Петра. Вот слова Ломоносова: „Услыши нас, Боже! Награди, Господи! За великие труды Петровы, за попечение Екатеринино (Екатерины I), за слезы, воздыхания, которые две сестры, две дщери Петровы, разлучаясь, проливали, за несравненные всех к России благодеяния, награди долголетием и потомством“.

„А ты, великая душа! Сияющая в вечности и героев блистанием помрачающая! Красуйся! Дщерь твоя царствует, внук наследник, правнук по желанию нашему родился. Мы тобою возвышены, укреплены, просвещены. Ею (Елисаветою) избавлены, ободрены, защищены, обогащены, прославлены. Прими в знак благодарности недостойное сие приношение. Твои заслуги больше, нежели все силы наши“.

§ 255. Еще любопытнее расположение Похвального слова Екатерине II Карамзина. Оно заключает в себе приступ, предложение и разделение вместе, рассуждение, разделенное на три части и заключение. Вот нить расположения.

Приступ: 1) Сограждане! Дерзаю говорить о Екатерине, и все готовы внимать мне, ибо все обожали великую. 2) Счастливы ораторы, возвысившие своих героев, но я изображаю монархиню, которая удивила вселенную – черты мои будут слабы. 3) История ничем так не пленяет, как явлением великих душ, кои решат судьбу человечества, творят и разрушают царства. 4) Мы видим сих героев в Петре и Екатерине. Царствованием Петра приготовлено правление Екатерины. 5) Провидение в тихом семействе Ангальт-Цербского дома готовило причину благоденствия Северной Европы и Азии, Екатерина воспитывалась для мирной жизни – Небо открыло ей тайну царствовать. 6) Елисавета призвала ее к Российскому двору: в цветущей юности пленяла всех прелестью души и красотою. Екатерина видела игру двора, не будучи на троне, читала тайные желания патриотов, слышала о Петре, о его делах и, – „часто облокотясь священною рукою на бессмертные страницы Духа Законов, раскрывала в уме своем идеи о народном счастии, предчувствуя, что она сама будет творцом оного для обширнейшей империи в свете“. 7) И Екатерина – на троне. 8) С Екатериною воссели на престол: мудрость, любовь к славе, деятельность, знание человеческого сердца, знание века и желание купить бессмертие делами Матери Отечества.

§ 256. Предложение и разделение вместе. Вот слова оратора: „Сограждане! Екатерина бессмертна своими победами, мудрыми законами и благодетельными учреждениями. Взор наш следует за нею на сих трех путях славы“:

Рассуждение: Часть 1. Победы. 1) Благо народов требует внешней безопасности: Екатерина, всегда готовая к войне, никогда не нарушала мира.
2) Мустафа оскорбил величие России, требовал, чтобы войско наше оставило Станислава и заключил посла нашего в темницу. 3) Екатерина ищет полководца и находит Румянцева. 4) Румянцев переменяет образ войны. 5) 80 тысяч отборного турецкого войска под начальством Хана-Селима разбито Румянцевым на берегах Прута; потом 17 тысяч русских разбивают 150 тысяч турок при Кагуме. 6) Екатерина посылает флот в Средиземное море и герои наши жгут турецкий флот под Чесмою. Монархиня скромно возлагает трофей на гроб Петра. 7) В следующее лето Румянцев очистил путь к Адрианополю, окружил визиря и подписал славный мир, открывший нам моря турецкие и Дарданеллы, даровавший независимость Крыму, обогативший казну миллионами и утвердивший за Россиею Азов и Таганрог. 8) Являются Задунайский, Чесменский, Крымский, 9) Екатерина именем Отечества благодарит Румянцева. Оратор сравнивает его с Тюренем и описывает характер его. 10) Польша, в чреду свою, падает к стопам России. Раздел ее есть действие могущества Екатерины. Полоцк и Могилев возвращаются в недра Отечества. 11) Крым был независим, но тревожил Малороссию. Екатерина повелела – и войско ее, не обнажив меча, заняло Тавриду. Описание Крыма. 12) Порта содрогнулась, но возобновила мирный договор. 13) Екатерина путешествует в Тавриду. Там два венценосца – Станислав и Иосиф – встречают ее, и цари Италии спешат посольствами приветствовать монархиню. 14) Свидание с Иосифом подало повод туркам к разрыву мира – война возгорелась. Румянцева не было, но дух его жил в войсках: враги бежали с открытых полей и заключились в крепких оградах. Очаков вновь падает. Измаил защищается армиею и взят Суворовым. 20 тысяч оттоманов легло в окопах. 15) Войско Иосифа ужаснулось турок. Он вызвал Лаудона, но совместник Фридриха взял только Белград. Суворов с 7 тысячами русских указал им путь к победе. Тут австрийцы узнали Суворова. 16) Густав дерзнул объявить войну России, но, поражаемый русскими, просит мира. 17) Екатерина заключает мир и с Портою, взяв только Очаков и весь берег Днестра, и ожидает следствий революции. 18) Между тем, Польша взбунтовала. Русские восстановили устав Республики, но коварно умерщвлены ночью. Екатерина содрогнулась, послала Суворова – и Прага дымится. Варшава падает и Польши не стало... 19) Суворов взятием Варшавы кончил подвиги при Екатерине. Оратор описывает его характер, тактику и вместе с Румянцевым причисляет к веку славы Екатерины.
20) Уничтожение Польши возвратило независимость Курляндии, но она хотела славы принадлежать Екатерине, и Россия обогатилась портами. 21) Еще Екатерина послала войско в Персию, но судьба пресекла дни ее. 22) Монархиня
оставила Россию на высшей степени величия и славы и 23) благо нашего Отечества вместе с безопасностию всей Европы от турок есть действие побед Екатерины.

§ 257. Во второй части оратор показывает важнейшие только законы Екатерины, коих благодетельное действие живо чувствовали все русские. Сия часть больше говорит уму, нежели воображению; в ней меньше блеску, но больше убеждений.

Часть II. 1) Екатерина уважала в подданном сан человека. „Петр хотел возвысить нас на степень просвещенныхЕкатерина хотела обходиться с нами как с просвещенными“. Она уничтожает силу тайного судилища (1762 окт. 19). 2) Первым Манифестом, открыв виды своей мудрости, утверждает правосудие, истребляет лихоимство (1762). 3) Разделяет Сенат на департаменты, вверяет каждому особый род дел, сама в нем присутствует, и ее начертание (от 6 июня 1763) хранится в Сенате. 4) Екатерина обнародовает Наставление губернаторам (1764 апр. 21). 5) Дарует свободу торговле (1762 августа 10). 6) Населяет Царицинские степи колониею Евангелического братства (указами 1763 июля 22 и 1764 марта 10). 7) Назначает избыток доходов от духовных имений на успокоение престарелых воинов и содержание духовных училищ (манифест 1764 февраля 29). 8) Дает указ о военной дисциплине и Инструкцию полковнику, в коих ясно определяет все должности от первого начальника до последнего воина. 9) Наконец, Екатерина, желая дать общее Уложение России, велит собраться депутатам и торжественно вручает наказ, написанный ею для избранной Комиссии депутатов. – Тут оратор превосходно разбирает начертание Екатерины, сей драгоценный памятник высочайшей мудрости и человеколюбия на троне. 10) Комиссия началась, но турецкая война воспрепятствовала. 11) Однако
же она открыла разные злоупотребления. 12) В первый год мира Екатерина
обнародовала новое учреждение для губерний – вторая важная эпоха ее правления. 13) Число тяжебных дел умножилось, и монархиня установила новые судилища, новые города. 14) Вручила наместникам власть отца. 15) Учредила губернское правление, 16) Уголовную и Гражданскую палаты, 17) дворянскую опеку и Сиротский суд, общественное призрение, Домы исправления и, наконец, Совестный суд. 18) Дворянство при Петре I служило до изнеможения сил. Петр III дал свободу служить дворянам. Екатерина, открыв им путь к избранию важных судебных властей в губерниях, заставила участвовать в правлении.
19) Пребывание дворян в губернских городах способствовало заведению благородных училищ. 20) От постановления городов и сообщения дворянства улучшилось земледелие. 21) От нового учреждения и, может быть, от действия лучшей нравственности пресекалось злоупотребление господской власти над рабами. 22) От умножения окружных и губернских городов процвело купечество и улучшилась его нравственность. 23) От дарования прав земледельцам судить себе подобных образовалась нравственность поселян. 24) Наконец, установление Сельского благочиния утвердило безопасность дорог и уменьшило беспорядки. 25) Тут оратор с восхищением взирает на необозримую империю, которая повсюду правится единым уставом, 26) рассматривает Зерцало Благо-
чиния (1782 апр. 8), дающее полиции право римской цензуры, 27) Грамоту Дворянства (1785 апр. 21) и все ее преимущества, 28) Городовое положение, утверждающее права среднего состояния в России, и 29) заключает тем, что Екатерина, образовав полную систему монархической России, согласную с истинным счастием человека и не совместную с именем раба, уничтожает сие название навеки (Указом 1786 фев. 19).

§ 258. В третьей части оратор излагает благодетельные учреждения. И, если в I части пленял воображение победами, а во II убеждал разум благом законов, то в III части в полной мере трогает душу благодетельными учреждениями, соединяя красноречие ума с красноречием сердца.

Часть III. 1) Екатерина посвящает милосердию Сиротский дом. 2) Учреждает дома воспитания благородных девиц и мещанских. 3) Дарует Академии Художеств истинное бытие и отличнейшие права. 4) Кадетский корпус, учрежденный Анною и воспитавший Румянцева, клонился к падению. Екатерина обращает на него творческий взор и, 5) видя, что образование благородных детей в России вверяется иностранцам, повелевает воспитывать вместе с кадетами несколько мещанских детей к учительскому званию. 6) Тут оратор отдает должную честь Бецкому, сотруднику Екатерины, который жил и дышал добродетелию не громкою, но благодетельною для человечества. 7) Корпусы Морской и Артиллерийский обязаны Екатерине лучшим состоянием; и 8) учре-
ждено ею Греческое училище для юных потомков древней республики.
9) Екатерина, заботясь о нравственном воспитании, торжественно объявляет родителям (см. Наказ, глава о воспитании), чтобы они соображались с правилами, ею обнародованными и 10) печется о физическом благосостоянии России: учреждает Медицинскую Коллегию и предписывает ей благодетельные правила. Екатерина делает для подданных то, что одна мать может сделать для своего младенца: она прививает себе оспу и собственным примером убеждает нас прибегнуть к сему средству. 11) Наконец, монархиня учреждает народные училища, которые полезнее для России всех академий. 12) Словесность была предметом особенного ее благоволения: при ней явились Россиада, Державин и Богданович. Она сама переводила Велисария, писала для юных августейших отраслей повести, занималась отечественной историею, учредила Комиссию для переводов и основала Российскую Академию – при ней вкус сделался общим. 13) Екатерина вела переписку с Вольтером, Дидеротом, Даламбертом, и Европа в сей переписке дивилась не им, но ей. 14) При ней Академия Наук издавала ежемесячные сочинения, посылала профессоров по всей России для описания трех царств натуры и исторических памятников. 15) Московский Университет, основанный Шуваловым, от щедрот Екатерины получил больше способов, и, если во всех родах службы есть способные люди, то Отечество обязано сим Московскому Университету, а он – Екатерине и духу ее царствования. 16) Наконец, Екатерина дозволила заведение вольных типографий, „учредив благоразумную цензуру, необходимую в гражданских обществах, ибо
разум может уклоняться от истины, подобно как сердце от добродетели, и неограниченная свобода писать столь же безрассудна, как неограниченная свобода действовать“. (Бессмертные слова оратора!) 17) Россия в 34 года царствования Екатерины созрела умом, ибо монархиня действовала на подданных и славою побед, и мудрыми законами, и воспитанием, и всеми средствами просвещения. 18) Сравнение Иосифа с Екатериной служит тению, от которой
мудрость Екатерины сияет лучезарнее. 19) Екатерина во время язвы, волнения в Москве, дерзостного бунта и угрозов дворов была непоколебима. Англия и Пруссия хотели предписать нам мир, но Екатерина даровала оный Густаву, а Питт и Фридрих Вильгельм смирились. Сия твердость принудила все кабинеты зависеть от монархини, и все трактаты ее были славны. 20) Екатерина сохранила на троне чувствительность своего пола, но ведала ту черту, которая отделяет добродетель от слабости и царским долгом побеждала нежность своего сердца. 21) Россияне, следуя уставам монархини, следовали гласу Неба, и, повинуясь, не знали принуждения. Екатерина с высоты величия умела снисходить к любезности и восхищать прелестью ума. 22) Одною рукою подписывала судьбу царств, а другою ласкала цветущие отрасли Императорского дома и надежду любви своей и надежду России. 23) Дух порядка укреплял Екатерину в деятельности так, что дела единой государыни могли бы прославить многих государей. 24) Генрих IV славен, но вместе с Сюлли; Людовик XIV знаменит, но вместе с Кольбертом – слава Екатерины принадлежит ей одной. 25) Наконец, Россия внезапно лишается своей монархини...

§ 259. В заключении оратор напоминает обет Александра – торжество добродетелей Екатерины и нашей святой благодарности – обет „Я буду царствовать по сердцу и законам Екатерины Великой...“ Наконец, представляет дух монархини в виде Гения – хранителя России, и мы внемлем небесному гласу Екатерины:

„О Россияне! Слава моя была мне залогом вашей силы и безопасности;
желая, чтобы мир нас страшился, я хотела единственно того, чтобы вы могли
никого не страшиться. Я предпочла независимости вашей одно ваше благополучие; не даровала вам тех одних прав, которые могли быть для вас вредными. И если мое царствование не возвело еще Россию на высочайшую степень народного блаженства, то помните, что власть государя не есть могущество Небесное, которого воля есть уже совершение; помните, что империи цветут веками и что Провидение требует от царей только возможного блага. (Вот высокое в мыслях!) Но я указала вам великую цель: теките к ней, осененные моими лаврами, путеводимые моими законами! И когда все народы земли будут завидовать вашей доле, когда имя россиянина будет именем счастливейшего гражданина в мире, тогда исполнятся тайные обеты моего сердца, тогда
узнаете, что я хотела, но чего не смогла сделать, и признательность ваша по-
чтит равно и дела мои, и мою память – единая награда, к которой добрые монархи могут быть чувствительны и по смерти своей!“

Оратор ответствует: „И я клянусь именем вашим, о сограждане! Именем всего нашего потомства, что память Екатерины Великой будет во веки веков благословляема в России“. (Вот блистательное место, которое сделало бы честь таланту Демосфена!)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: